1. Индустриальное общество: множественность культур­ных форм.
2. Экономическая и политическая формы культуры.
3. Религия и искусство.
Основные категории: формы культуры, отчуждение от культуры, экономическая культура, политическая культура, религия как форма культуры, искусство как форма культуры, художественные стили, постмодернизм.
1. Культура индустриального общества явление много­мерное и потому ее можно анализировать с различных пози­ций. На предшествующей лекции мы рассматривали культуру сквозь призму ее носителей - социокультурных групп и полу­чили соответствующее изображение, в котором главным со­ставляющим стала субкультура. Сменив угол зрения, попыта­емся представить культуру в виде множества культурных форм, «приписанных» к соответствующим социальным инсти­тутам. Такой подход правомерен в силу того, что любой соци­альный институт, будь-то научная лаборатория, армейское подразделение или сватовство, прием на работу, обязательно содержит в себе культурный компонент: стилевое оформление, нормы поведения, ритуалы, символы.
Индустриальное общество характеризуется строгой диф­ференциацией институтов: образовательных, экономических, политических, религиозных ..., что предполагает подобную же дифференциацию форм культуры.
Под культурной формой понимается определенная техно­логия социального действия (с ценностями, нормами, симво­лами, стилем), реализуемая в рамках конкретного содиально-го института или сети институтов.
Если носителями субкультуры являются люди, объеди­ненные по какому-то значимому признаку, то носителем фор­мы культуры является институт с его затверженными роля­ми, устоявшимися правилами и конкретными функциями.
Индустриальное общество организует множество инсти­тутов, каждый из которых, получив право на существование, развивается, дифференцируется размножается. Рост социаль­ных институтов вызывает к жизни все новые и новые куль­турные формы. Культура специализируется, усложняется, дробится на все более мелкие, осколочные составляющие.
Побочным эффектом этого процесса является отчуждение человека от культуры потому, во-первых, что никто не спосо­бен уже овладеть ею целиком, быть энциклопедистом, в ста­ром значении этого слова, а, во-вторых, культура, помещен­ная в институт рационального типа, приобретает черты без­личной, машинизированной технологии, превращающей чело­века в винтик система.
Реакцией на усложнение, специализацию и институализацию культуры является бунт против культуры, тяга к са­мым архаичным моделям поведения, тоска о простоте и про­зрачности ушедшего традиционного мира.
Приоритет (здесь) - первен­ство, верховен­ство
Можно сгруппировать культурные формы в соответствии в подсистемами общества, памятуя о том, что между ними нет строгой иерархической связи. В разных си­туациях и для разных людей конкретные ин­ституты обладают разными значениями. Тем не менее, приоритет экономической подсисте­мы в индустриальном обществе обладает дос­таточной силой для того, чтобы экономиче­ская форма культуры, или сокращенно, экономическая куль­тура, занимала положение, подобное тому, каким располагала религия в традиционном обществе.

2. Экономическая культура складывается из культуры труда, предпринимательства, потребления.
Этос • система моральных норм, принятая людьми в каче­стве обязатель­ного   условия для взаимодей­ствия   между собой.
Она наиболее рационализирована и систематизирована.
Экономическая культура включает в себя этос предпри­нимательства, трудовую мораль, своеобраз­ный кодекс поведения в условиях рынка.
Экономическая культура содержит в себе отработанные процедуры поиска рабо­ты, производственной карьеры, честной конкуренции, защиты экономических инте­ресов.
Ключевой проблемой экономической культуры является проблема ценностей (Н.Смелзер): насколько они благоприятст­вуют экономической активности, либо, на­против, препятствуют ей.
Идеология
система   идеа­лов, ценностей, символов,   оп­равдывающая и сохраняющая существующий общественный порядок.
При этом следует помнить, что эконо­мические ценности входят в более обшир­ную систему ценностей, находящих оправ­дание в светских идеях или религиозных доктринах, принятых участниками эконо­мической деятельности. Какова ментальность людей - таковы их экономические ценности и. стало быть. мотивация эконо­мической деятельности.
Новая ментальность складывается на пересечении традиций общества, результатов всеобщего обра­зования и направленной деятельности правящих групп по форсированию экономической культуры, особой идеологии предпринимательства и наемного труда.
Экономическая культура по-разному представлена в от­дельных социокультурных группах.
В индустриальном обществе складывается особая поли­тическая форма культуры.
Политическая культура включает в себя эталоны (образцы) политического поведения, реализуемые в отправле­нии власти, избирательных кампаниях, массовых политиче­ских действиях.
Содержание политической культуры определяется приро­дой политических институтов индустриального общества, иначе называемого гражданским.
Гражданское общество характеризуется множеством ав­тономных от власти социальных институтов, защищающих партикулярные интересы отдельных со­циокультурных групп: союзов предприни­мателей, профессиональных союзов, разно-го рода гильдий, корпораций, органов ин­формации и т.д. и т.п.
Партикулярный (здесь) - част­ный, частичный
В таком обществе гражданин в своих взаимоотношениях с властью может найти опору в социаль­ных организациях, достаточно влиятельных для того, чтобы защитить его законные права. В этой ситуации государство становится правовым, что предполагает приоритет прав лич­ности перед всеми правами государства или его отдельных ветвей.
Политическая культура индустриального общества бази­руется на соответствующих ценностях, среди которых права личности, закон и правопорядок. Нормы политической куль­туры накладывают достаточно жесткие ограничения на стиль политического действия, в т.ч. и высказывания, запрещая все то, что противоречит фундаментальным ценностям правового государства. Принятые ограничения в политическом языке получили название политкорректности.
Политическая культура специализирована. Политик (депутат, партийный лидер, редактор влиятельной газеты или журнала) - это профессия, на которую учатся и в которой ра­ботают. Остальные граждане занимаются политикой, когда участвуют в выборах, поддерживают взносами или манифе­стациями ту или иную политическую партию, обсуждают по­литические новости.
Одной из болезней политической культуры является аб­сентизм - отказ от участия в каких бы то ни было формах политической деятельности значительной части населения.
3. В индустриальном обществе религиозные институты сохраняют свою значимость, участвуя в регулировании чело­веческого поведения, давая своим прихожанам возможность приобщиться к высшим ценностям, понять ограниченность их мирских интересов, просто войти в контакт друг с другом по­верх экономических и социальных барьеров.
Кроме того, религиозные институты - воплощение тради­ции в новом десакрализованном мире, своего рода символ не­прерывности человеческой истории.
Религиозные институты функционируют автономно, от­дельно от государственных и образовательных. Они располо­жены на «пограничной полосе» между публичной и частной сферой жизни. Религиозное самоопределение является част­ным делом гражданина, который волен выбирать в какой форме он сообщается с Богом: в храме, на публичных церемо­ниях или наедине.
Религиозные институты вынуждены адаптироваться к новой реальности, согласуя традиционную картину мира с на­учными представлениями, придавая проповедям социальную окраску, соблюдая политкорректность, даже обновляя религи­озную доктрину.
Теология - по­стижение Бога;
система­тизированные отцами церкви представления о божественной природе мира
Традиционным религиозным институтам противостоят новые церкви, ориентированные на то, чтобы замкнуть на се­бя все социальные роли человека, «увести» его из повседнев­ного мира, наложить жесткие ограничения на все виды человеческого поведения.
Слабость теологической основы), обыч­но «склеенной» из разнородных элементов христианства и дзен-буддизма, компенсиру­ется в них машинизированными техноло­гиями прямого воздействия на верующих, крайней агрессивностью по отношению к чужим.
Иначе говоря, религиозная культура неоднородна. Модели поведения в ней принадлежат к разным традициям.
В индустриальном обществе кардинальным образом ме­няется ситуация искусства. Как и все остальные культурные формы, искусство пребывает в экономической оболочке в со­ответствии со знаменитой формулой: «Не продается вдохнове­нье, но можно рукопись продать».
В то же время искусство освобождается от навязанных ей в прошлом функций: назидать, проповедовать, воспитывать и просвещать (ими заняты иные институты) и превращается в самодостаточный компонент культуры.
По своей природе искусство - божественная игра, где оба элемента равноценны. В таком случае у искусства единствен­ная общественная функция: доставлять эстетическое наслаж­дение читателю, слушателю, зрителю (В.Набоков).
Искусство раздваивается. Его нижний этаж составляет то, что предназначено для массовой продажи и ориентировано на вкусы все того же среднего класса. Оно развлекает и примиряет с обществом.
Его верхний этаж, рассчитанный на знатоков, поражает стилевым разнообрази­ем.
Искусство эволюционизирует, пробуя и отвергая разные формы до тех пор, пока не открывает для себя постмодернизм. В основе этого стиля - игра художника, не чувствующего ответственности перед обще­ством, - игра, выросшая из культурной традиции и в ее рамках происходящая. В ней заложена самоирония художника, приглашающего читателя (или зрителя) выйти из повседневности и насладиться игрой как таковой.
Таким образом, культура индустри­ального общества существует и развивает­ся в разнообразных формах, в конечном счете соответствующих общественной при­роде различных содиокультурных инсти­тутов.
В иерархии форм приоритетную по­зицию занимает экономическая культура, определяющая модели поведения человека в главной подсис­теме экономического общества.
Набоков    В. (1899 - 1977) -русский  писа­тель и литера­туровед, сочи­нявший также и по-английски. Великолепный стилист и тон­кий художник. Н.  Стал все­мирно знамени­тым после пуб­ликации романа «Лолита», при­знанного добро­детельной кри­тикой   порно­графическим. Его «Лекции по русской литера­туре» интерес­ны    широтой эрудиции и па­радоксальными суждениями.
Политическая культура формирует образцы поведения в правовом государстве, предлагая специализированные техно­логии для профессионалов от политики и иных граждан.
В свою очередь, религия перемещает границы морали от сугубо утилитарных норм к требованиям нравственного Зако­на, поддерживая культурную традицию в постоянно меняю­щихся ситуациях.
Искусство, ставшее автономным, движется по двум не пересекающимся путям: поиску чистой формы (постмодернизм) и производству для рынка (масскультура).

Темы для размышления
Опишите в терминах экономической культуры сегодняшнюю си­туацию в народном хозяйстве России. в Подумайте, какие виды политической культуры преобладают в российском обществе.
В чем, на Ваш взгляд, притягательность разного рода сект для современного человека ?
В российском обществе вырос интерес к православию. В чем при­чины этого явления ?
Взгляд на искусство, высказанный В.Набоковым, противоречит суждениям учебников о важной социальной роли искусства. Кто прав в этом споре? Почему?
Что можно прочитать
Гуревич П. Философия культуры. - М., 1996.
Коган Л. Теория культуры. - Екатеринбург, 1993.
Кукаркин А. Буржуазная массовая культура. - М., 1985.
Морфология культуры. - М., 1994.
Набоков В. Лекции по русской литературе. - М., 1996.
Швейцер А. Культура и этика. - М., 1983.