1. Полистилизм - условие существования субкультур.
2. Социокультурные группы как носители особых субкультур.
3. Взаимодействие субкультур.
Основные категории: жизненная форма, Полистилизм, субкультура, социокультурная группа, контркультура, культурное пространство.
1. На предыдущей лекции упоминалось о том, что отличительной чертой культуры индустриального общества считается полистилизм.
Полистилизм предполагает взаимодействие в рамках одной и той же культуры множества жизненных форм.
Под жизненной формой понимаются исторически сложившиеся правила восприятия, суждения и поведения людей в обществе. В этих правилах находят свое выражение их ценности. символы и идеалы.
Источники полистилизма коренятся в особенностях социальной жизни индустриального общества: в далеко идущей дифференциации его обособленных социальных подсистем, в разнообразии социокультурных институтов, в динамизме социальной ситуации, в усложнении социальных процессов.
Полистилизм находит свое выражение
в многообразии художественных направлений и школ в искусстве, в их взаимопроникновении и смешении;
в восприятии разнородных традиций, восходящих к различным цивилизациям и эпохам;
в открытости для новаций и заимствований;
в постоянном диалоге между разными культурами по поводу отношения к миру;
в расщеплении единой картины мира на несколько образных систем.
Полистилизм характеризует разобщенную и специализированную ментальность общества.
На институциональном уровне полистилизм проявляется в обособлении субкультур.
Под субкультурой понимаются сложившиеся в индустриальном обществе автономные и равноправные модели культуры, отличающиеся друг от друга носителями, технологиями поведения, символами, ценностями и нормами.
Герцен А. (1812 - 1870) - русский либерал, писатель, революционер, издатель русской вольной прессы, поборник европейских свобод, остроумный критик самодержавия в России и буржуазности на Западе. Обладал великолепным стилем письма.
Каждая субкультура по-своему преломляет общие черты культуры индустриального общества. Последняя и существует в виде множества конкретных субкультур.
Если рассматривать культуру индустриального общества как систему, то ее структурирующим элементом является субкультура.
Носителем субкультуры выступает социокультуная группа населения.
2. На предшествующей лекции уже говорилось о том, что в индустриальном обществе социокулътурные группы выделяются по двум ключевым параметрам: экономическому и образовательному.
Есть сложившийся образ социальной структуры индустриального общества: «Дом из семи комнат», некогда предложенный Р.Дарендорфом. Основные помещения в нем занимает средний класс.
Субкультура среднего класса доминирует в обществе. К ней тяготеют или от нее отталкиваются иные субкультуры, иначе говоря, по отношению к субкультуре среднего класса происходит самоопределение всех остальных социокультурных групп. Более того, ценности среднего класса, правила и нормы распространяются на его соседей сверху, на властвующую элиту (А.Герцен).
Модели культуры, принятые средним классом, ориентированы на упорядочение действительности в соответствии с его представлениями о рациональности и правах человека.
Маргинальный - находящийся с краю; социологический термин, описывающий ситуацию социокультурных групп и отдельных персонажей, занимающих неустойчивое, промежуточное положение в социальной структуре, не адаптированных к социальной ситуации. Мар-гиналы - это те, кто покинул свою социальную группу и не смог ни слиться с новой, ни вернуться в старую.
Средний класс - хранитель традиций частной собственности, созданной трудом и им же поддерживаемой. Средний класс опирается на институт семьи как некоторого стабилизирующего начала в динамичном мире. Он потребитель и инициатор домашнего комфорта -всего того, что упрощает, облегчает и эстетизирует повседневность.
Доминирующее положение субкультуры среднего класса проявляется в том, что оппонирующие (противопоставленные) ей модели культуры оцениваются и их носителями, и их критиками как контркультура. Последняя представляет собой особый вид субкультуры, созданный и воспроизводимый в маргинальных социокультурных группам во второй половине XX века.
Контркультура отрицает индивидуализм, протестантскую этику труда и упорядоченной семейной жизни, предлагая взамен следовать культурным образцам восточных религий, вроде дзен-буддизма, либо создавать новые, внеэкономические, внесемейные жизненные формы.
Появление в обществе контркультуры свидетельствует о том, что выделение социокультурных групп не исчерпывается двумя показателями: величиной дохода и образованием.
Необходимо учесть профессиональную дифференциацию общества. Специальное образование, сложившиеся культурные традиции, отработанные трудовые и организационные технологии, наконец, статус профессии в обществе; требования, предъявляемые к новичкам, - все это создает условия дальнейшего дробления социокультурных групп на профессиональные группировки с соответствующей субкультурой инженеров, медиков, научных работников, водителей большегрузных автомобилей и т.д. и т.п.
Демография
наука о населении, его составе, структуре, распределении;
демографические признаки учитывают, в первую очередь, пол и возраст людей.
Бахтин М.М. (1895 - 1973) -философ, культуролог, филолог, классик гуманитарного знания, открывший новые перспективы в изучении мира человека. Арест. Концлагерь. Ссылка. Работа в Саранском пединституте. Труды Б. -предмет изучения особой научной дисциплины - «бахти-нологии».
Индустриальное общество динамично. Каждое новое поколение вступает в мир, не похожий на тот, что осваивали его родители, сталкиваясь с новой культурной ситуацией. Это провоцирует соответствующие изменения в ментальности и, как следствие, возрастные различия в культуре. Если добавить к этому институализированное деление общества на молодежь, которая учится и пользуется свободой в сфере межполового общения; взрослых, которые работают под контролем института семьи и людей третьего поколения - пенсионеров, со своим особенным укладом жизни, то мы поймем причины существования самых различных и многообразных субкультур в культуре индустриального общества.
Как мы уже убедились, они выделяются по экономическим, образовательным , профессиональным , демографическим признакам , но также и по территориальности.
Личность - социологический термин, описывающий социальные черты человека: его культуру, социальные роли, положение в обществе, установку на определенные модели поведения.
Каждое поселение: крупный, средний или малый город, деревня, - представляет собой особое культурное пространство со своими символами, традициями, ритмами жизни, образцами поведения, коммуникациями, - пространство меняющееся, становящееся (М.Бахтин).
Культурное пространство - это мир человека в его конкретном. доступном для освоения виде. Оно формирует культурный облик личности, включенной в территориальную общность людей: городскую или сельскую.
В силу этого, субкультуры индустриального общества приобретают дополнительное территориальное измерение.
3. Субкультуры взаимодействуют друг и с другом. Между ними происходит постоянный обмен ценностями, стилевыми особенностями, символическими знаками, алгоритмами поведения. Конечным продуктом этого обмена становится общее пространство культуры, достаточное для взаимопонимания его немногочисленных и непохожих создателей и потребителей. Это пространство структурировано в зависимости от исторически конкретных форм культуры. Оно делится на пространство искусства, экономической , политической, повседневной культур, образуя сложнейшие конфигурации (Л.Коган).
Коган Л.Н. -
философ, культуролог, социолог, создатель Уральской школы философии культуры. Эрудит, острослов, эстет.
Одним из наглядных проявлений единого культурного пространства индустриального общества является институт моды, быстрого и согласованного распространения новых элементов культуры во всем обществе.
В каждой из субкультур содержатся компоненты, присущие а той или иной мере всем другим субкультурам. Укажем только на один из них: четкое распределение публичной и приватной моделей поведения. Первая ориентируется на общепринятые нормы, по устоявшейся системе символов, рациональна и экономична, открыта. Вторая применима в тесном кругу людей, связанных личностными, индивидуальными отношениями, в ней преобладают эмоциональные мотивы поведения над сугубо рациональными. Нормы представляют собой причудливое сочетание общесоциальных правил с сугубо частными установлениями - продуктом семейных традиций и межличностного общения. Символы приватной жизни не читаемы для других людей, ибо наполнены особым смыслом.
Итак,
Полистилизм культуры индустриального общества находит свое выражение в развитии и функционировании множества особых субкультур.
Носителем субкультуры является отдельная сопиокуль-турная группа.
Социокультурные группы складываются в процессе взаимодействия различных факторов: доходов, образования, рода деятельности, возраста, места проживания.
Между социокультурными группами происходит постоянный обмен продуктами культуры, в результате чего формируется единое пространство культуры в обществе.
Темы для размышлений.
Подумайте, является ли отечественная культура моно или полистиличной. Представьте аргументы в пользу Вашей позиции.
Можно ли теоретическую модель Р.Дарендорфа использовать для' характеристики российского общества ?
Какая из современных субкультур российского общества является эталонной для других ? Почему ?
Опишите субкультуру студенчества (или старшеклассников).
Что можно прочитать.
Ионин Л. Социология культуры. - М., 1996. Коган Л. Теория культуры. - Екатеринбург, 1993. Маркузе Г. Одномерный человек. - М., 1994.