1. Полистилизм - условие существования субкультур.
2. Социокультурные группы как носители особых суб­культур.
3. Взаимодействие субкультур.

Основные категории: жизненная форма, Полистилизм, субкультура, социокультурная группа, контркультура, культурное пространство.
1. На предыдущей лекции упоминалось о том, что отли­чительной чертой культуры индустриального общества счита­ется полистилизм.
Полистилизм предполагает взаимодействие в рамках од­ной и той же культуры множества жизненных форм.
Под жизненной формой понимаются исторически сло­жившиеся правила восприятия, суждения и поведения людей в обществе. В этих правилах находят свое выражение их цен­ности. символы и идеалы.
Источники полистилизма коренятся в особенностях соци­альной жизни индустриального общества: в далеко идущей дифференциации его обособленных социальных подсистем, в разнообразии социокультурных институтов, в динамизме со­циальной ситуации, в усложнении социальных процессов.
Полистилизм находит свое выражение
в многообразии художественных направлений и школ в искусстве, в их взаимопроникновении и смешении;
в восприятии разнородных традиций, восходящих к раз­личным цивилизациям и эпохам;
в открытости для новаций и заимствований;
в постоянном диалоге между разными культурами по по­воду отношения к миру;
в расщеплении единой картины мира на несколько образ­ных систем.
Полистилизм характеризует разобщенную и специализи­рованную ментальность общества.
На институциональном уровне полистилизм проявляется в обособлении субкультур.
Под субкультурой понимаются сложившиеся в индустри­альном обществе автономные и равноправные модели культу­ры, отличающиеся друг от друга носителями, технологиями поведения, символами, ценностями и нормами.
Герцен А. (1812 - 1870) - рус­ский  либерал, писатель, рево­люционер,  из­датель русской вольной прессы, поборник евро­пейских свобод, остроумный критик   само­державия     в России и бур­жуазности   на Западе. Обладал великолепным стилем письма.
Каждая субкультура по-своему преломляет общие черты культуры индустриального общества. Последняя и существует в виде множества конкретных субкультур.
Если рассматривать культуру индустриального общества как систему, то ее структурирующим элементом является субкультура.
Носителем субкультуры выступает социокультуная груп­па населения.
2. На предшествующей лекции уже говорилось о том, что в индустриальном обществе социокулътурные группы выде­ляются по двум ключевым параметрам: эко­номическому и образовательному.
Есть сложившийся образ социальной структуры индустриального общества: «Дом из семи комнат», некогда предложенный Р.Дарендорфом. Основные помещения в нем занимает средний класс.
Субкультура среднего класса доминиру­ет в обществе. К ней тяготеют или от нее от­талкиваются иные субкультуры, иначе гово­ря, по отношению к субкультуре среднего класса происходит самоопределение всех ос­тальных социокультурных групп. Более то­го, ценности среднего класса, правила и нормы распространяются на его соседей сверху, на властвующую элиту (А.Герцен).
Модели культуры, принятые средним классом, ориентированы на упорядочение действительности в соответствии с его пред­ставлениями о рациональности и правах человека.
Маргинальный - находящийся с краю; социо­логический термин, описы­вающий ситуа­цию социокуль­турных групп и отдельных пер­сонажей, зани­мающих неус­тойчивое, про­межуточное по­ложение в со­циальной структуре,   не адаптированных к   социальной ситуации. Мар-гиналы - это те, кто    покинул свою  социаль­ную группу и не   смог   ни слиться с но­вой,  ни вер­нуться в ста­рую.
Средний класс - хранитель традиций частной собственности, созданной трудом и им же поддержи­ваемой. Средний класс опирается на инсти­тут семьи как некоторого стабилизирующе­го начала в динамичном мире. Он потреби­тель и инициатор домашнего комфорта -всего того, что упрощает, облегчает и эсте­тизирует повседневность.
Доминирующее положение субкульту­ры среднего класса проявляется в том, что оппонирующие (противопоставленные) ей модели культуры оцениваются и их носите­лями, и их критиками как контркультура. Последняя представляет собой особый вид субкультуры, созданный и воспроизводи­мый в маргинальных социокультурных группам во второй половине XX века.
Контркультура отрицает индивидуа­лизм, протестантскую этику труда и упоря­доченной семейной жизни, предлагая вза­мен следовать культурным образцам вос­точных религий, вроде дзен-буддизма, либо создавать новые, внеэкономические, внесемейные жизненные формы.
Появление в обществе контркультуры свидетельствует о том, что выделение со­циокультурных групп не исчерпывается двумя показателями: величиной дохода и образованием.
Необходимо учесть профессиональную дифференциацию общества. Специальное образование, сло­жившиеся культурные традиции, отработанные трудовые и организационные технологии, наконец, статус профессии в обществе; требования, предъявляемые к новичкам, - все это создает условия дальнейшего дробления социокультурных групп на профессиональные группировки с соответствующей субкультурой инженеров, медиков, научных работников, во­дителей большегрузных автомобилей и т.д. и т.п.
Демография
наука о населе­нии, его соста­ве,  структуре, распределении;
демографичес­кие   признаки учитывают,   в первую очередь, пол и возраст людей.
Бахтин   М.М. (1895 - 1973) -философ, куль­туролог, фило­лог,    классик гуманитарного знания,     от­крывший новые перспективы в изучении мира человека. Арест. Концла­герь.   Ссылка. Работа в Саран­ском пединсти­туте. Труды Б. -предмет изуче­ния особой на­учной дисцип­лины - «бахти-нологии».
Индустриальное общество динамично. Каждое новое по­коление вступает в мир, не похожий на тот, что осваивали его родители, сталкиваясь с новой культурной ситуацией. Это провоцирует соответствующие изменения в ментальности и, как следствие, возрастные различия в культуре. Если доба­вить к этому институализированное деление общества на мо­лодежь, которая учится и пользуется свободой в сфере межпо­лового общения; взрослых, которые работают под контролем института семьи и людей третьего поколе­ния - пенсионеров, со своим особенным укладом жизни, то мы поймем причины существования самых различных и много­образных субкультур в культуре  индустриаль­ного общества.
Как мы уже убеди­лись, они выделяются по экономическим, образо­вательным ,  профессио­нальным , демографиче­ским признакам , но также и по территори­альности.
Личность - со­циологический термин, описы­вающий  соци­альные   черты человека:   его культуру, соци­альные   роли, положение    в обществе, уста­новку на опре­деленные моде­ли поведения.
Каждое поселение: крупный, средний или малый город, деревня, - представляет со­бой особое культурное пространство со своими символами, традициями, ритмами жизни, образ­цами поведения, коммуникациями, - про­странство   меняющееся,    становящееся (М.Бахтин).
Культурное пространство - это мир человека в его конкретном. доступном для освоения виде. Оно формирует культурный облик личности, включенной в территори­альную общность людей: городскую или сельскую.
В силу этого, субкультуры индустри­ального общества приобретают дополни­тельное территориальное измерение.
3. Субкультуры взаимодействуют друг и с другом. Между ними происходит постоянный обмен ценностями, стилевыми особенностями, символическими знаками, алгоритмами пове­дения. Конечным продуктом этого обмена становится общее пространство культуры, достаточное для взаимопонимания его немногочисленных и непохожих создателей и потребителей. Это пространство структурировано в зависимости от историче­ски конкретных форм культуры. Оно де­лится на пространство искусства, эконо­мической , политической, повседневной культур, образуя сложнейшие конфигура­ции (Л.Коган).
Коган Л.Н. -
философ, куль­туролог, социо­лог,  создатель Уральской школы филосо­фии культуры. Эрудит, остро­слов, эстет.
Одним из наглядных проявлений еди­ного культурного пространства индустри­ального общества является институт моды, быстрого и согласованного распростране­ния новых элементов культуры во всем обществе.
В каждой из субкультур содержатся компоненты, прису­щие а той или иной мере всем другим субкультурам. Укажем только на один из них: четкое распределение публичной и приватной моделей поведения. Первая ориентируется на об­щепринятые нормы, по устоявшейся системе символов, ра­циональна и экономична, открыта. Вторая применима в тес­ном кругу людей, связанных личностными, индивидуальными отношениями, в ней преобладают эмоциональные мотивы по­ведения над сугубо рациональными. Нормы представляют со­бой причудливое сочетание общесоциальных правил с сугубо частными установлениями - продуктом семейных традиций и межличностного общения. Символы приватной жизни не чи­таемы для других людей, ибо наполнены особым смыслом.
Итак,
Полистилизм культуры индустриального общества нахо­дит свое выражение в развитии и функционировании множе­ства особых субкультур.
Носителем субкультуры является отдельная сопиокуль-турная группа.
Социокультурные группы складываются в процессе взаи­модействия различных факторов: доходов, образования, рода деятельности, возраста, места проживания.
Между социокультурными группами происходит посто­янный обмен продуктами культуры, в результате чего форми­руется единое пространство культуры в обществе.

Темы для размышлений.
Подумайте, является ли отечественная культура моно или полистиличной. Представьте аргументы в пользу Вашей позиции.
Можно ли теоретическую модель Р.Дарендорфа использовать для' характеристики российского общества ?
Какая из современных субкультур российского общества яв­ляется эталонной для других ? Почему ?
Опишите субкультуру студенчества (или старшеклассников).
Что можно прочитать.
Ионин Л. Социология культуры. - М., 1996. Коган Л. Теория культуры. - Екатеринбург, 1993. Маркузе Г. Одномерный человек. - М., 1994.