1. Индустриальное общество: основные характеристики.
2. Доминирующие черты индустриальной культуры.
3. Культурная стратификация в индустриальном обществе.
Основные категории: индустриальное общество; пуб­личная и частная жизнь; рационализм, индивидуализм, полистилизм; ценности индустриального общества: труд, деньги, свобода, семья; социокультурные группы, образование как социокультурный институт, уровень культуры.
1. Индустриальное общество является конечным продук­том модернизации. Оно приобретает системную определен­ность, когда новые институты закрепляются в соответствую­щих их природе и функциям моделях поведения людей. В этом случае индустриальное общество способно к воспроизвод­ству во времени и пространстве.

Рассмотрим институциональные компоненты индустри­ального общества.
Индустриальное общество, что видно даже из его назва­ния, опирается на машинное производство. Это означает, что продукция индустрии составляет большую часть внутреннего валового продукта страны, главной хозяйственной единицей является фабрика, работающая на рынок, с рациональной ор­ганизацией труда и соответствующей дисциплиной всего пер­сонала. Основной экономический институт - фирма.
Индустриальное общество по своему экономическому со­держанию рыночное, что предполагает не только развернутое денежное хозяйство, но и институализацию предпринима­тельской деятельности.
Индустриальное общество - общество экономическое. Эко­номика становится главной подсистемой общества, опреде­ляющей деятельность всех иных институтов. Экономический принцип (величина и характер доходов) определяет социаль­ные различия между людьми, выстраивает новую социальную иерархию, в которой мерилом общественного положения че­ловека (статуса в обществе) являются деньги. Иные социаль­ные параметры личности (род занятий, образование, даже происхождение) имеют экономический эквивалент.
Индустриальное общество надлокально. Производствен­ные, экономические, политические связи соединяют в одно целое население, независимо от места проживания. Рыночная система предполагает постоянный обмен информацией, людь­ми, продуктами между территориями. Одни и те же институ­ты по единой рациональной схеме функционируют в любой части страны. Политической формой индустриального общест­ва является национальное государство либерального типа.
Индустриальное общество урбанизировано. Главный вид поселения город - не только потому, что в нем проживает большинство жителей, но и от того, что городской образ жиз­ни господствует во всем обществе, в т.ч. и в сельской его час­ти (К.Маркс).
Индустриальное общество дифференцировано. Каждая из его подсистем: экономическая, политическая развивается ав­тономно в соответствии с собственными ритмами и нормами. В индустриальном обществе происходит четкая разделитель­ная полоса между публичной и частной (приватной) сферами деятельности человека.
Дарендорф Р.,
Dahrendorf  R. (р. 1929 г.) - не­мецкий социо­лог и полито­лог, автор зна­менитых  книг по социальной структуре   об­щества и соци­альному   кон­фликту. Основ­ные труды Д. На    русский язык не переве­дены.
Индустриальное общество - это обще­ство конфликтно-динамичное. Природа конфликтов в основном экономическая. Она касается перераспределения доходов, изменения социального положения от­дельных общественных групп. Конфликт включает в себя сопротивление системе; господство и дисциплина как на фабрике, так и в обществе в целом.
Рациональное урегулирование кон­фликта ведет    к эволюции общества (Р. Дарендорф). Итак, воспроизводство ин­дустриального общества, благодаря кон­фликтам, реализуется в виде развития, т.е. обладает внутренней динамикой.
Белл Д.,   Bell D. (р.1919 г.) -американский социолог, автор знаменитой книги   «Конец идеологии».
Индустриальное  общество  относи­тельно молодо. Оно сложилось в Европе 2-3 (тридцатилетних) поколения назад. В то же время в ряде стран оно перерастает в общество постин­дустриальное, в котором основным социальным институ том призван стать университет; опреде­ляющими технологиями - интеллектуаль­ные; центральной подсистемой общества -культурная (Д.Белл, А.Турен).
Естественно, что предложенные ха­рактеристики индустриального общества описывают его теоретическую модель, не совпадающую с конкретно-историческими реальностями разных народов, т.к. в них обязательно присутствие следов традицио-налистского и даже архаичного прошлого, функционирование доиндустриальных ин­ститутов.
Теоретическая модель нужна нам для того, чтобы понять доминирующие черты индустриальной культуры.
Турен      А.,
Touraine     A. (р.1925  г.)  -французский социолог,   ис­следователь трудовых отно­шений на про­изводстве.
2. Индустриальное общество, будучи подлинно «экономической формацией об­щества» (К.Маркс), обладает соответст­вующей культурой. Ее основные черты:
рационализм, индивидуализм и полистилизм, - одеты в эко­номическую оболочку.
Рационализм проявляется в том, что навязывает всем моделям поведения одни и те же экономические по существу критерии разумного: бережливость, соотношение затрат - при­были, денежный эффект.
Индивидуализм, по культурной природе своей ориенти­рованный на самоценность личности, признание неотъемлемо­сти ее фундаментальных прав и свобод, проявляется в неиз­менном виде хозяйственного эгоизма, во взаимном отчужде­нии людей друг от друга.
Наконец, полистилизм - это многообразие культурных форм в одежде, манерах поведения, наконец, в архитектуре, живописи, литературе и музыке, - выступает как продолжение экономической дифференциации общества, побуждающий каждую из социальных групп выбирать особенную модель культуры, в соответствии с ее экономическими ролями и, са­мое главное, доходами.
Экономизм культуры отражается в принятой общест­вом системе жизненных ценностей, в ее основополагающем квадрате: труд. деньги, свобода, семья.
Причем, труд - ценность инструментальная, трактуемая как средство для завоевания и сохранения социального стату­са, как необходимая ролевая функция в экономических ин­ститутах общества.
Деньги, воспринимаемые как некий зримый и чувствен­ный эквивалент социального положения, также инструмен­тальная ценность. Они - источник свободы. Свобода - ценность фундаментальная.
Социальная стратификация - социологиче­ский   термин, характе­ризующий воспроизводство в     обществе отношений со­циального   не­равенства.
Она выражает потребность человека в инди­видуальном самоопределении и самореали­зации в обществе регламентированном, ра­ционально организованном и потому расчеловеченным. Практическая свобода предпо­лагает возможности выбрать род занятий, самостоятельно решать вопрос о приемлемо­сти конкретного рабочего места и оплаты. Объединиться с другими людьми для защи­ты своих интересов, на равных противосто­ять государственной машине.
Элита - социо­логический термин, харак­теризующий общественную группу,   нахо­дящуюся на са­мом верху со­циальной   ие­рархии,   обла­дающую ключе­выми ресурса­ми, стремлени­ем   сохранить свой   высокий статус и куль­турой, которую она сама оце­нивает как наи­высшую (Ч.Р.Миллс).
Семья - это ценность личностных меж­человеческих отношений, компенсирующая рациональность и обезличенность экономического мира человека; это ценность частной сферы, непроницаемой для публичных институтов: фирмы, государства и т.п.
Этот набор ценностей в разных комби­нациях определяет действительные модели поведения различных  социокультурных групп в повседневной жизни.
3. Упомянув о социокультурных груп­пах в индустриальном обществе, я коснулся проблемы воздействия культуры на соци­альную стратификацию. Уже говорилось о том, что определяющее значение для стра­тификации имеют экономические институ­ты: собственность, наследование, источники и размеры доходов. В соответствии с ними и выделяются отдельные страты (группы) в обществе. На первый взгляд, в нем действу­ет тот же механизм, что и в традиционном обществе. Новое поколение заимствует свое социальное положение у собственных роди­телей. Иное дело, что страты отличны от сословий большей открытостью, отсутстви­ем особых, зафиксированных в законе, но не в обычае, привилегий и т.п. В конце концов, социальная карьера человека опре­деляется его стартовой экономической ситуацией.
Миллс    Ч.Р.,
Mills     Ch.R. (1916 - 1962) -американский социолог, обли­читель  амери­канского обще­ства. М. разра­батывал   кон­цепцию власт­вующей элиты
Однако, дело обстоит более сложно. Статусные позиции в индустриальном ры­ночном обществе - это предмет конкурент­ной борьбы. Для того, чтобы их достичь. сохранить и эффективно использовать, не­обходимы положительные знания, почерп-нутые из разных наук, в том числе эконо­мических и социальных. Постепенно фор­мируется прямо пропорциональная зави­симость между уровнем образования и вы­сотой социального положения. Чем лучше образование, тем выше статус.
Тем самым, образование становится важнейшим социальным институтом, при помощи которого происходит отбор элиты в обществе.
Культура приобретает уровневое измерение, совпадающее с продолжительностью образования. Тем самым, наряду с экономическими факторами стратификации начинает дейст­вовать и собственно культурный фактор. Между ними имеет место системная взаимосвязь. Чем выше доходы семьи. Тем доступней образование, дифференцирующееся также по эко­номическим принципам: на школы частные (дорогие и высо­коэффективные) и публичные, дающие худшее образование за счет государства или общества. Принцип экономизма торже­ствует и в этой сфере. В свою очередь, хорошее образование является капиталом, эффективной долгосрочной инвестицией, открывающей дорогу его собственнику к ключевым экономи­ческим позициям в обществе. Результатом сращивания двух этих факторов и является складывание в индустриальном об­ществе социокультурных групп, отличающихся по экономи­ческим и культурным характеристикам.
Таким образом, индустриальное общество является по своей природе экономическим, что находит отражение в его культурной подсистеме.
Новое качество индустриальной культуры реализуется в рационализме, индивидуализме и полистилизме. существую­щих в экономической форме.
Главные ценности культуры индустриального общества:
труд, деньги, свобода, семья, - определяют модели поведения его граждан.
Уровень культуры, приобретаемый посредством образова­ния, становится фактором коренных социальных отличий ме­жду общественными группами.
Темы для размышлений.
Некоторые социологи видят в России индустриальное общество; другие - традиционное. Какое мнение, по Вашему, является бо­лее правильным ? Найдите аргументы, подтверждающие Вашу позицию.
Подумайте, в каком обществе человеку легче приспособиться к ситуации - в традиционном или индустриальном ? Почему ?
Чем, по Вашему мнению, культура «индустриальной» элиты отличается от культуры рыцарства ?
Что можно прочитать.
Белл Д. Постиндустриальное общество // Американская модель:
с будущим в конфликте. - М., 1984. Бердяев Н. Философия неравенства. - М., 1990. Бродель Ф. Динамика капитализма. - Смоленск, 1993. Миллс Ч. Властвующая элита. - М., 1959.