1. Социальное содержание модернизации.
2. Культурные истоки модернизации.
3. Культурный компонент модернизации.
Основные категории: модернизация общества; индуст­риализация, урбанизация, либерализация; культурные ис­точники модернизации; Возрождение, гуманизм. Реформация, протестантская этика, рациональность, аномия, социокультурный раскол.
1. Традиционное общество охватывает длительную исто­рическую эпоху, в течение которой накапливаются предпо­сылки для его трансформации в общество индустриальное.
Переход традиционного (аграрного) общества в индустри­альное получил наименование модернизации общества.
Модернизация
Это социальный процесс складывания принципиально новых социокультурных институтов во всех подсисте­мах общества, обладающий конкретно историческим содержанием;
Всеобщий процесс, в который вовлечены в разной фор­ме и в разное время все локальные цивилизации;
Неравномерный процесс, в котором рассогласованы во времени изменения различных социальных подсистем общества;
конфликтный процесс, провоцирующий социокультурный раскол общества по самым разным основаниям;
направленный процесс, конечным пунктом которого является преобразование общества на началах рынка и рациональной культуры. Модернизация складывается из не­скольких социальных процессов, взаимодей­ствующих друг с другом. Укажем на неко­торые из них: индустриализацию, урбаниза­цию, либерализацию политической системы.
Вирт Л„ Wirth L. (1897 - 1952) - американский социолог, один из   создателей социологии го­рода» В 1938 г. в  журнальной статье В. Пред­ложил теорети­ческую модель городского об­раза жизни, до сих пор ни кем не превзойден­ную. На рус­ский язык тру­ды В. не пере­ведены.
Рынок - соци­альная органи­зация общества, опирающаяся на   институты частной собст­венности, денег, предпри­нимательства, конкуренции, экономических и политических прав граждан, защищенных законом и тра­дицией
Индустриализация, иначе говоря, превраще­ние машинного фабричного производства в до­минирующий    сектор экономики, создает но­вую жизненную среду, коренным образом меня­ет условия и инструмен­ты трудовой деятельно­сти, а вслед за ним по­требление и все прочие социальные институты. Усиливается раз­деление труда, экономическая активность перемещается из дома на фабрику, также как и образовательная - из семьи в школу. Меняются основания для социальной ие­рархии. Другими словами, индустриализа­ция формирует новый тип общества, в ко­тором действует человек, оснащенный ма­шинами, работающий за денежное возна­граждение, в разветвленных рыночных условиях.
Урбанизация есть рост крупных городов, в которых складывается особый образ жизни, постепенно распростра­няющийся на все общество. Городской образ жизни предпола­гает набор материальных условий быта: водопровод, канали­зация, центральное отопление, общественный транспорт, но также и новые образцы поведения: многообразные, динамич­ные, открытые для новшеств, индивидуализированные (Л.Вирт).
Зиммель    Г.,
Simmel G. (1858 - 1918) - немец­кий философ и социолог, клас­сик гуманитар­ного   знания. Автор более 30 книг,    посвя­щенных фило­софии, культу­ре, этике, эсте­тике,  истории философии   и социологии.
По своим функциям, по своей внут­ренней организации город в полной мере приспособлен для рыночной системы. Его население живет за счет производства, пользуется денежной системой и строит свои взаимоотношения на деловой, рассу­дочной основе (Г.Зиммель).
Либерализация политической систе­мы, в свою очередь, предполагает форми­рование новой системы власти, зависимой от общества, также от его наиболее влия­тельных в экономическом отношении групп. Этот процесс включает в себя раз­деление властей на законодательную, ис­полнительную и судебную; введение изби­рательного права; государства; расширение личных свобод. Продуктом либерализации является правовое государство, признающее первенство прав гражданина перед своими собственными.
Протагор (500 -411 гг. до н.э.) -греческий фи­лософ,    учив­ший:    всякая вещь   такова, какой она мне кажется. Если же ты ее ви­дишь иначе, то и ты прав
Как уже отмечалось, все эти модернизационные процессы взаимодействуют друг с другом и, что для нас самое главное, не­сут    в    себе    новое__культурное содержание.
2. Для того, чтобы понять культурное содержание модернизации, необходимо об­ратиться к ее культурным истокам.
Модернизация начинается в Западной Европе и, следовательно, ее основания скрыты в предшествующей европейской культуре, на стыке двух традиций - хри­стианской и античной.
Христианство, о чем уже говорилось на предшествующей лекции, признает за каждым человеком право на личное спа­сение. а с ним и обязанность выбирать собственную жизнен­ную стратегию, другими словами, содержит в себе признание индивидуальности. причем индивидуальности деятельной и глубинной.
В свою очередь, в античной традиции сложился Культ человека как «меры всех вещей» (Протагор), существа разум­ного > наделенного способностью к осмысленным действиям в мире, построенном по законам логики(Аристотель).
Аристотель (384 - 322 до
н.э.) - грече­ский философ, в течение по­следующих 2000 лет непре­взойденный по своей интеллек­туальной силе. Осно­воположник научной   тра­диции в миро­вой культуре
На исходе средневековья обе эти тради­ции были актуализированы в двух, казалось бы, разнонаправленных социокультурных движениях: Возрождении и Реформации.
Возрождение, начавшись в Италии в XIV столетии, постепенно охватило всю За­падную и Центральную Европу. Это было движение немногочисленной группы худож­ников и ученых, пользующихся покрови­тельством власти. По внешности Возрожде­ние напоминало поворот вспять: от христи­анской традиции к античной; от религиоз­ной ментальности к мифологической. По существу же, Возрождение открыло новую эпоху в культуре - эпоху гуманизма.
Осью новой культуры являлся человек. трактуемый как существо страстное, им­пульсивное, мало подчиненное интеллекту.
Гуманизм содержал в себе критическое отношение к ре­лигиозным канонам.
Символ гуманизма - художник, творящий мир по своему усмотрению, не стесняемый ни религиозными авторитетами, ни обычаями.
Титаны Возрождения не только создали великое искусст­во, но вместе с ним и новую культурную ситуацию, побуж­дающую к свободному развитию человеческого гения. Заме­тим, что очень часто в ущерб общественной морали.
Религиозная Реформация, пришедшая из Германии, на­против, отличалась строгостью нравов. В ней сложилась осо­бая протестантская этика, по мысли М.Вебера, пробудившая дух капитализма.
Религиозной основой протестантской этики является принцип божьего предначертания, согласно которому мирская жизнь человека определяется божьим промыслом во всех ее проявлениях, в том числе и в профессиональной. Человек призван Богом делать то, чем он профессионально занимается: земледелием, ремеслом, торговлей. Именно трудом он и слу­жит Богу.
Протестантская этика видит в труде фундаментальную ценность, подчеркивает значение умеренности и упорства. преданности своему делу. новый вид аскетизма.
Труд самоценен тем. что угоден Богу. поэтому продукты труда должны обращаться не на личное потребление, но на развитие самого труда.
Протестантская этика фиксирует необходимость соблюде­ние христианских заповедей во взаимоотношениях со своими деловыми партнерами, мотивируя ее не только религиозными, но и практическими соображениями.
Протестантская этика, принятая множеством людей из разных сословий в странах Северной Европы, создала куль­турные предпосылки для хозяйственной активности в неви­данных прежде масштабах.
3. Культурное содержание модернизации представляет собой переход от религиозной к рациональной ментальности общества.
Под рациональностью понимается исторически сло­жившийся принцип отношения человека к миру, содержащий в себе
представление о познаваемости мира при помощи разума;
ориентацию на практическую деятельность, основанную на системе положительных знаний, для удовлетворения собст­венных потребностей;
учет целей, условий и средств практической деятельности.
Рационализация культуры есть и ответ на вызов общест­ва, обзаводящегося рыночными институтами в самой грубой форме.
Рассмотрим инструменты рационализации, условно поде­лив их на прямые и косвенные.
К первым относится школа - относительно новый соци­альный институт, где главную роль играет учитель, просве­щающий вверенных ему детей при помощи книги, содержа­щей естественнонаучные знания.
Кроме нее - типография - фабрика по производству книг и сеть библиотек и книжных лавок, посредством которых книга становится частью бытовой, повседневной культуры.
Ко вторым - экономические и политические институты нового общества, требующие от актеров разучивания совер­шенно новых ролей: предпринимателей, работников по найму, избирателей,  сторонников и  активистов политических партий...
Дюркгейм  Е., Durkheim    E. (1858 - 1917) - один из класси­ков   современ­ной социологии. Д. - автор мно­гочисленных работ по социо­логии  культу­ры. Самый зна­менитый  труд Д. «Самоубийство » - переведен на русский язык.
Жить традицией, следовать канону, соблюдать корпора­тивные нормы - означало погибнуть в новом обществе.
Рационализация культуры содержала в себе ферменты разрушения. Она отменяла устоявшиеся в поколениях прави­ла поведения, сводила на нет старые ценности, упрощала кар­тину мира до экономической таблицы с расчерченными столб­цами доходов и расходов, огрубляла нравы. Иначе говоря, мо­дернизация культуры не тождественна прогрессу. Новая кар­тина мира, онаученная и формализирован-ная, уступала предшествующей как в це­лостности, так и в поэтичности.
Новые модели поведения, допускаю­щие иную степень свободы, вместе с нею принимали и отказ от внутренних регуля­торов, сдерживающих алчность и эгоизм.
Модернизация культуры провоцирует аномию.  Так,  французский социолог Э.Дюркгейм называл многочисленные ви­ды социальной дезорганизации: от само­убийства до преступлений,    вызванные отказом от соблюдения норм.
Модернизация культуры вызывает в обществе социокулыпурный раскол, кото­рый выражается в утрате общекультурных символов, ведущей к взаимонепониманию между современниками. Единое некогда культурное пространство общества раскалывается на много­численные сектора, отличающиеся друг от друга по ценно­стям, символам, моделям поведения.
Итак,
Модернизация культуры есть составная часть модерниза­ций общества.
Культурные истоки модернизации образует европейская античная и христианская традиции, обновленная Возрожде­нием и Реформацией.
Содержанием модернизации культуры является противо­речивое и неравномерное формирование рациональной карти­ны мира.
Темы для размышления.
Почему модернизация общества началась в Западной Европе, а не в России ?
Возрождение имело небольшой успех на юге Европы, а Рефор­мация на севере. Почему? Где, на Ваш взгляд, более эффективно развивалась модернизация?
Найдите характерные отличия рациональной ментальности от религиозной.
Что можно прочитать.
Баткин Л. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. - М., 1994.
Бродель Ф. Динамика капитализма. - Смоленск, 1993.
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. - М., 1990.
Лейбович О. Модернизация в России. - Пермь, 1996.
Модернизация в России и конфликт ценностей. - М., 1994.
Нэмо Ф. Либерализм // 50/50 - М., 1990.