1. Традиционное общество: социальные характеристики.
2. Религиозное миросозерцание - основа традиционной ментальности.
3. Ценности и нормы традиционного общества - традици­онной культуры.
Основные категории: эпоха античности, традиционное общество, культурная традиция, религиозное миросозерца­ние, сакральные ценности.
Адаптация (здесь) - тер­мин, означаю­щий приспособ­ление к ситуа­ции.
1. Архаичное общество эволюционирует крайне медлен­но. Его культура как бы застыла, все время возвращаясь к своим истокам. Каждое новое поколение повторяет образ жиз­ни предшествующего, не слыша до поры до времени общест­венного вызова. Вместо общества говорит природа голосом ес­тественных катастроф, голодовок, климатических изменений. Но это неподвижность кажущаяся. Общество делает незаметные шаги, удаляющие его от животного мира, создает обраба­тывающие технологии, совершенствует со­циальные институты, усложняет структуру мифов. В конце концов происходит глубин­ный социальный переворот. Из недр арха­ичного общества вырастает традиционное. Этому повороту соответствует в Европе пе­реходная культурная эпоха - эпоха антич­ности, давшая миру демократию, изобрази­тельное искусство и философию - и все это на основе мифологической культуры, адаптировавшей и новые рыночные типы хозяйства и развитую политическую органи­зацию - в римском варианте правильно управляемые респуб­лику и империю, и сложный социальный строй с многочис­ленными и разнообразными группами населения.
Если с исторической дали античный мир представляется быстро пролетевшим «детством человечества», то следует помнить, что он в разных формах просуществовал восемь ве­ков - много больше, чем современная европейская цивилиза­ция. Здесь следует учесть и то обстоятельство, что античная культура предвосхитила культурные формы не только после­дующей, но и более поздних цивилизаций. Это свойственно переходным эпохам, когда причудливые комбинации из раз­нородных культурных форм порождают, на первый взгляд, нежизнеспособные институты, которые тем не менее остаются в исторической памяти человечества и всплывают на поверх­ность при совершенно иной культурной ситуации.
Так или иначе античная эпоха подготовила основания для утверждения традиционного общества.
Построим его теоретическую модель, выделив структур­ные элементы:
Дюби      Ж., Duby G. - фран­цузский  исто­рик, автор кни­ги «Европа в средние века».
- Это общество аграрное. Сельское хо­зяйство (земледелие и скотоводство) - до­минирующий сектор экономики. Более то­го, вся жизнь подчинена природным цик­лам. Ручной труд с применением живот­ной силы быков и лошадей - основа произ­водительных технологий. Продуктивность сельского характера низкая. Посеянное хлебное зерно дает урожай сам-третей, в лучшие годы - сам-четверть Нищета (Ж.Дюби).
- Это общество локальное. Оно складывается из малых по­селений, находящихся на большом удалении друг от друга.
Мигрировать (здесь) - пере­мещаться     в пространстве.
Ле Гофф Ж„
Le   Goff   G. (р.1924  г.)  -
французский историк, круп­нейший знаток средневековой культуры, автор книги
« Цивилизация средневекового I Запада».
Между ними дремучий лес, воспринимавшийся современни­ками в разных ситуациях как пустыня, ис­точник дохода, или мир приключений. Ло­кальность не означает замкнутость. Люди тра­диционного   общества все время мигрируют, перемещаясь с места на место поодиночке или целыми общинами (Ж. Ле Гофф).).
- Это общинное общество. Его основной социальной ячейкой является община -замкнутое объединение людей, сплоченных по локальному или родово­му принципу. Община выступает посредником в отношениях человек - земля. Можно выде­лить несколько типов общин: крестьянскую, феодальную, имеющую вид корпорации , и городскую - цеховую. Положение человека определяется типом общины, к которой он принадлежит по праву рождения, и его ме­стом в ней.
Корпорация
замкнутая  со­циальная груп­па,   выделяю­щаяся по роду занятий, проис­хождению; ор­ганизованная, обладающая собственными нормами и цен­ностями и от­стаивающая свои интересы в конфликте    с иными группа­ми.
- Это иерархическое общество. Между различными группами общества поддержи­вается социальная дистанция. Главное осно­вание иерархии - происхождение. Иерархия предполагает неравенство прав и обязанно­стей различных групп в обществе. Группы. отличающиеся друг от друга государствен­ными и общественными повинностями и правами, передавае­мыми по наследству, именуются сословиями. Господствующим сословием в традиционной Европе является рыцарство.
- Это феодальное общество с господством внеэкономиче­ского принуждения, осуществляемого вооруженными рыца­рями, организованными в корпорации со сложными внутрен­ними взаимоотношениями по отношению к крестьянам и го­рожанам.
- Это общество консервативное. В нем преобладает личное общение. Знание передается через устную традицию: пропо­ведь, повествование, рассказ. Это обуславливает постоянное воспроизводство одних и тех же культурных моделей.
- Это общество публичное. В нем нет разделения на жизнь общественную и личную. Вся жизнь человека открыта для прямого социального контроля со стороны общины.
Таким образом, в традиционном обществе социальные отношения приобрели характер особых сопиокультурных ин­ститутов, отделились от природных оснований. Порядок их функционирования определяется культурной традицией, пе­редаваемой из поколения в поколение посредством прямого межличностного контакта.

2. Содержание культурной традиции следует искать в ментальности общества.
Главной ее чертой можно считать религиозность.
Религиозное миросозерцание предполагает четкое и не­двусмысленное деление мира на две половины: потусторон­нюю и посюстороннюю или, как писали в России ХУШ века -на очную и заочную. Реальны оба мира, но в разной степени. Заочный мир более реален. Это мир божественный, вечный и совершенный. Замкнутый на земле очный мир был открыт миру заочному, он простирался вверх, к божественному небу.
Земная жизнь посвящена небесной, является испытанием для человека, который обязан исполнять божьи предначерта­ния, спасаясь от греха молитвой и подвигом. Спасение при­нимает ритуальный характер: требует регулярных посещений церкви, исповеди священнику в грехах, святого причастия, наконец, материальных пожертвований в пользу церкви.
Человек постигает свою греховность и обязан искупить ее лично. Религия через голову общины или корпорации вводит человека в целостный, вечный мир, в котором имеет значение лишь чистота души, но не социальное или этническое проис­хождение.
Религиозное миросозерцание человека традиционного общества чувственно и конкретно. В его ментальности Бог телесен и подобен человеку (антропоморфен), созданному по его образу. Более того. Бог напоминает феодального сеньора или могущественного царя. Богу противостоит дьявол - веро­ломный подданный, предатель. Добрый поступок исходит от Бога, дурной - от Сатаны. В день Страшного суда праведники пойдут в рай, грешники - в ад.
Ментальность средневекового общества не знает полуто­нов. Черное и белое. Середины нет.
Ментальность средневекового общества проникнута жаж­дой чуда сверхъестественного явления, исходящего от Бога или дьявола. Творить чудеса могут и люди, причем как пра­ведники, так и грешники. Средневековое общество изобилует людьми, истово верящими, что они одержимы дьяволом.
Блок М., Bloch М.(1886 - 1944)
французский историк средне­вековья, участ­ник антифаши­стского Сопро­тивления, рас­стрелян.
Итак, Ментальность традиционного общества - ментальность религиозная. Она определяет представления о времени от происхождения мира до Страшного суда:
линейные и необратимые. По замечанию М. Блока, отношение к времени у людей традиционного общества на редкость без­различное. Люди европейского средневеко­вья представляли землю плоской - в виде огромного диска, поддерживающего небес­ный свод и со всех сторон окруженного океаном, центром мира был Иерусалим -город, где принял смерть и был вознесен на небо Христос. Мир расколот на части: царство добра и царство зла.
Традиционная ментальность неоднородна. В ней склады­ваются различные подходы к постижению мира, пусть на об­щей религиозной основе, но преломленные через сословный опыт. Так, можно выделить особое крестьянское, церковное и даже рыцарское время.
3. Ментальность традиционного общества определяет его культуру: ценности, нормы, модели поведения, средства.
Попытаемся представить иерархию этих ценностей.
Высшей, несомненно, является Бог. Именно стремление к нему формирует самые глубинные мотивы поведения. Бог в человеке - это его бессмертная душа, достойная того, чтобы не погубить ее грехом нечаянным или осмысленным. Бог есть воплощение высшей справедливости, источник добродетели и благонравного поведения.
Служение Богу ставило людей в ситуацию выбора, за­ставляя предпочитать одни занятия и отказываться от других, исполненных греха. К таким относились, в первую очередь: торговля, коммерция, ростовщичество. Более того, оно прида­вало особый смысл экономическим категориям - богатству, например. Быть богатым, значило много жертвовать церкви, много раздавать сирым и убогим.
Иной ценностью можно признать аскезу - добровольный отказ от земных благ во имя обретения благ небесных, стра­дание, смирение.
Следующей ценностью - верность, проявляющуюся в бес­прекословном служении Богу, но также земным установлени-ям, в т.ч. и кодексу поведения. Чем выше социальное поло­жение корпорации, тем жестче нормы (А.Гуревич).
Гуревич А.Я. -
современный отечественный историк средне­вековья. Автор книги
«Категории средневековой культуры», крупнейший знаток   тради­ционного обще­ства, исследуе­мого им через призму    ментальности.
Обратим внимание на то, что все цен­ности носят сакральный (священный) ха­рактер.
В традиционном обществе складыва­ются также и ценности второго порядка, не канонизированные церковью, тем не менее весьма влиятельные. Укажем на праздность, толкуемую как уклонение от физического труда, в т.ч. и от земледель­ческого. Отношение к труду у людей тра­диционного общества противоречиво. С точки зрения рыцарства, благородные за­нятия ограничивались войной и охотой, турнирами. Труд - удел простолюдинов.
Согласно Библии, безгрешное состоя­ние человека также не предполагало тру­да. С другой стороны, церковь рассматри­вала земледельческий труд как благород­ное дело.
Суммирующим смыслом различных культурных образцов стало отношение к труду как к повинности и связанное с ним стремление уйти от подневольного и чрезмерного труда. В ре­зультате треть дней в году считались праздничными, запрет­ными для работы.
Если праздность, хотя по-разному толкуемая, является ценностью всеобщей, то в традиционном обществе складыва­ются и сословные ценности, прежде всего, рыцарские: честь. воинственность, личная независимость.
Традиционное общество, таким образом, располагает ши­роким набором ценностей. В нем доминируют сакральные ценности, но, наряду с ними формируются и ценности мир­ские.
Традиционное общество навязывает своим членам жест­кую систему норм, также сакральных по своему происхожде­нию.
Нормы опираются на обычай более, нежели на писанное право. Чем норма старше, тем она авторитетней. Традиция выступает оправданием для тех или иных правил.
Светские (мирские) нормы имеют сословный характер. Они жестко регламентированы уставами« статутами, кодекса­ми поведения, писанными или традиционными.
Причем все они разрабатывались внутри   общины (корпорации) на основе согласия и самоуправления.
Любая корпорация требовала от своих сочленов жесткой дисциплины, следования определенным стандартам поведе­ния.
В традиционном обществе складываются разнообразные модели культуры, свойственные не только отдельным сосло­виям, но и внутрисословным группам: общинам и корпораци­ям.
Отступление от норм карается жесткими санкциями: прежде всего, изгнанием из общины.
Традиционная культура знает и совсем иные модели по­ведения: празднично-карнавальные. В особые дни люди пере­стают стеснять себя установленными правилами. Они их не просто на время отменяют. Они их выворачивают наизнанку, побуждая себя и других делать именно то, что в будни запре­щено: смеяться над святынями, ниспровергать авторитеты, пародировать самые важные ритуалы, пить и безобразничать. Праздник означал временное унижение и даже отрицание культурного порядка, принятого в обществе.
Таким образом, культура традиционного общества рели -гиозна . Религиозность означает двухмерность мира небес­ного и земного, а также сакральность основных моделей куль­туры.
В традиционном обществе складывается дифференциация культуры по сословному принципу.
Темы для размышлений.
Подумайте, почему античность можно считать переходной культурной эпохой; чем традиционное общество отличается от архаичного, чем схоже с ним; что от традиционного общества со­хранилось в современной России. В чем причины всеобщей рели­гиозности традиционного общества.
Сопоставьте религиозную и мифологическую ментальности; найдите сходство и различие.
Вспомните, какие основные сюжеты были распространены в средневековой литературе, почему?
Объясните технику средневековой европейской живописи.
Что можно прочитать.
Блок М. Апология истории. - М., 1973.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1984.
Дюби Ж. Европа в средние века. - Смоленск, 1996.
Жигульский К. Праздник и культура. - М., 1985.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992.
Соболев В. Вера. - Пермь, 1996.
Хейзинга И. Осень средневековья. - М., 1995.