1. Исторические типы культуры.
2. Архаическое общество: его характеристики.
3. Миф как основание архаичной культуры.
Основные категории: культурно-исторические типы, исторические типы общества, социальные технологии, ментальностъ, миф, магия, ритуалы.
l. Ha предыдущих занятиях мы установили, что культура
представляет собой особую подсистему общества;
изменяется во времени и пространстве;
обладает множественностью форм.
Мы пытались организовать наше зна­ние о культуре при помощи понятия «культурная эпоха», описывающего цело­стное состояние культуры в конкретных пространственно-временных формах.
Дальнейшим шагом было бы резонно составить представление о каждой из культурных эпох или хотя бы о наиболее значимых.
Здесь мы сталкиваемся с неодолимым препятствием, созданным учебным пла­ном. За оставшиеся 8-10 занятий невоз­можно хотя бы поверхностно познако­миться со множеством культурных эпох, составляющих   реальный   культурно-исторический процесс. Выход из этой си­туации видится в том, чтобы изменить масштаб изображения: объединить куль­турные эпохи, признанные нами однопо­рядковыми, в более емкое понятие - исто­рический тип культуры. Здесь главная проблема - найти критерий, по которому можно объединить разные культуры под одной рубрикой.
Критерий (здесь) - глав­ный   признак, дающий   воз­можность отде­лить один класс явлений     от другого.
Сразу же признает за культурой право на собственную   историю, отличную от истории политической, социальной или экономической.
Заметим тут же, что право это ограниче­но тем -фактом, что культура меняется вместе с обществом, все время отвечая на его вызов.
Маркс К., Marx К. (1818 - 1883)
социальный мыслитель XIX века, один из основоположников   социали­стической тра­диции европей­ской культуры. М. сочетал глу­бину интеллек­туального ана­лиза современ­ного ему обще­ства с пропове­дью социальной революции.   В советское время основные труды М. были пере­ведены на рус­ский     язык, обильно  цити­ровались в на­учных трудах, изучались в ву­зах, но в силу своей интеллек­туальной   на­сыщенности мало поняты.
Стало быть, типы культуры должны быть каким-то обра­зом соотнесены с типами обществ. Оставим в стороне вопрос о механизмах взаимодействия и поищем общественную техноло­гию, обратившись к различным парадигмам социальной нау­ки. Поскольку эти парадигмы не принадлежат культурологии, ограничимся лишь самыми упрощенными схемами.
Арон Р., Aron R. (1905-1983) французский социолог и по­литический пи­сатель,   автор трудов по исто­рии   социоло­гии, разрабаты­вал идею драмы западной циви­лизации.
Согласно одной из них, связанной с именем К.Маркса, исторические типы об­ществ (формации) в конечном счете опре­деляются способом производства, пони­маемом как система экономических отно­шений.
Согласно  другой,  восходящей  к М.Веберу, разные общества отличаются друг от друга типом социальных техноло­гий, иначе говоря, освоенной и используе­мой   культурой    (Р.Арон,    Д.Белл, У.Ростоу).
Белл Д., Bell D. (р.1919 г.)  -американский социолог     и культуролог, предложивший трехчленную периодизацию человеческого общества: доин-дустриальное, индустриальное и   постиндуст­риальное.
Согласно третьей, представленной в 1980-е гг. Л.Гумилевым, тип общества есть производная природных свойств этно­са, его создавшего.
Для культурологических целей мы остановим свой выбор на второй - техноло­гической - парадигме в силу одного осно­вания. Настоящая парадигма учитывает в качестве основополагающего фактора со­циальной жизни культурное состояние общества.
В рамках этой парадигмы историче­ский процесс проходит через три стадии: доиндустриальную (традиционную), инду­стриальную и постиндустриальную.
Ростоу      У.,
Rostow     W. (р.1916  г.)  -американский социолог, автор концепции ста­дий экономиче­ского роста).
Итак, в основе исторической типоло­гии культуры лежит историческая типология общества. В на шем варианте типология общества опира­ется на типы социальных технологий,
Под социальной технологией понима­ется сумма приемов, методов и средств, применяемых обществом или его частью для достижения поставленных целей и решения возникающих перед ним про­блем. Социальные технологии базируются на эмпирическом опыте и (или) научных знаниях.

Освоенные людьми технологии фор­мируют общественные и личностные социокультурные характеристики общества. в том числе и его менталъностъ.
Меитальность - сложившаяся в сознании общества (человека) картина ми-J)a, обуславливающая социальную практи­ку людей. Каждому типу общества соот­ветствует определенная ментальность лю­дей, в нем живущих. Различия в ментальности преобразуются в культурные отли­чия.
В первую очередь, в соответствии с ними можно выделить из традиционного общества его самый ранний этап - архаич­ное общество.
2. Архаичное общество - это общест­во, выделившееся из природного мира на самых ранних фазах своего существова­ния. Оно зависит от природы во всех своих проявлениях.
Укажем на некоторые черты архаич­ного общества:
Гумилев  Л.Н. (1912 - 1992) -профессор Санкт - Петер­бургского уни­верситета, автор многочисленны х трудов по ис­тории   Степи, этнографии   и философии ис­тории. Г. - лицо поэтическое   в отечественном гуманитарном знании не толь­ко   благодаря факту   рожде­ния  в  семье Н.Гумилева  и А.Ахматовой, но прежде всего в силу своего подхода к ин­терпретации действительности и и истории. Его труды на­писаны превос­ходным   язы­ком, насыщены метафорами  и гиперболами, что   заменяет логику и точ­ность  изложе­ния. Г. являет­ся  одним из персонажей со­временной ми­фологии.
• Производственные технологии включают в себя два обязательных компонента: при­сваивающие и производящие формы хо­зяйства. К первым принадлежит охота, в том числе и на людей, собирательство и рыболовство; ко вторым - земледелие и скотоводство. Соотношение между ними постепенно меняется в пользу вторых.
• Социальные технологии организованы по родовому принципу. Так строится и соци­альная иерархия и социальная солидар­ность. Все социальные институты, в т.ч. собственность, власть сокрыты под при­родной оболочкой. Общество локально. Роды, племена, союзы, обладающие собст­венной территорией, отделены друг от друга неодолимыми расстояниями. Контакты между ними редки и враждебны. Общество напоминает острова, разбросан­ные в природном океане.
Архаичное общество охватывает длительный период че­ловеческой истории, включающий в себя и самые ранние («первобытные») формы общественной жизни и более поздние с уже сложившимися властными и экономическими институ­тами: царскими династиями, рабо- и землевладением - всем тем, что подпадает под емкое, хотя и географически неточное определение К.Маркса - «азиатский способ производства».
Таким образом, архаичное общество подчинено природе. Оно не только развивается в соответствии с ее ритмами, но и ограничено созданными ею пределами. Более того, в его про­явлениях явственно проступают черты животного мира.
Леви-Брюль Л.,
Levy-Bruhl   L. (1857 - 1939) -французский этнограф,   со­циолог,  фило­соф,   открыва­тель первобыт­ного  сознания как коллектив­ного, дологиче­ского и едино­сущного,  при­писывающего вещам и живым существам множественност ь форм и со­стояний).
Вместе с тем, архаичное общество открывает историю че­ловека. Оно обладает собственной культу­рой.
3. Основу архаичной культуры обра­зует мифологическая ментальность людей, к ней принадлежащих, иначе говоря, миф.
Эта ментальность глубоко отлична от современной нам тем, что она не знает за­конов логики и вполне может допустить одновременное пребывание одного и того же существа в разных местах; не обращает внимание на противоречия и стремится сложить из самых разнородных элементов законченную картину (Л.Леви-Брюль).
Миф - это чувственная, целостная картина мира. Для него свойственны:
- гармоничное сочетание знаний, почерп­нутых из практического опыта, и сверхъ­естественных, фантастических образов;
- коллективная природа происхождения и существования;
- полное погружение человека в миф;
- собственные ритуалы, практические действия, подтвер­ждающие участие человека в мифе.
По внешней форме миф - связное повествование, расска­занная история на избранные темы: происхождения богов, природы, человека, народа, их жизни и гибели.
По существу, миф - это действительность, в которой рож­дается, живет и умирает человек архаичного общества.
Мифы создают свою собственную ритуальную практику, в которую входит магия как особый способ восприятия и изме­нения мира при помощи подручных средств. С точки зрения современной науки, магия - ложное знание и бесплодное ис­кусство (Дж.Фрезер). С точки зрения человека, погруженного в миф, магия - единственный способ овладеть миром.
Мифы создают систему норм поведения в виде табу - аб­солютных запретов на конкретные поступки, а также на их символические обозначения на людей, предметы, слова.
Мифы предполагают собственную систему символов, мар­кирующих наиболее важные моменты повествования и ритуа­лов. Одним из таких символов является тотем - племенной знак, указывающий на прародителя, как правило, из мира диких зверей.
Ритуальные действия, магические практики, символиза­ция окружающего мира - вот основания, из которых прорас­тает искусство как особый вид человеческой деятельности, в котором реализуются сущностные силы человека. На семинар­ском занятии мы обсудим несколько версий его происхожде­ния, сопоставим их по степени убедительности. Пока же огра­ничимся утверждением, что в архаичном обществе искусство есть лишь функция мифа. существующая слитно с другими мифологическими практиками.
Таким образом,
- Мы используем для масштабной характеристики куль­туры категорию культурно-исторических типов. Каждый из них соответствует определенной ступени в развитии общества.
- Согласно технологической парадигме общественного прогресса можно выделить три основных культурно-исторических типа: архаичный, традиционный и современный (индустриальный).
" Архаичная культура складывается в обществе, не отде­лившемся от природы.
- Архаичная культура опирается на мифологичную мен­тальность.
- Миф представляет собой образное виденье мира. опре­деляющее поведение людей.
- Наследие мифологической культуры сохраняется в культуре современной.
Темы для размышлений.
Сопоставьте познавательные возможности для культурологии трех основных парадигм исторического развития.
Подумайте, из каких источников мы можем что-то узнать об архаичной культуре.
Найдите в современной культуре черты культуры архаичной. Опишите их. Выясните причины их долгого существования. Укажите на их функции в современной культуре.