1. Культура как исторический процесс. Культурная эпоха.
2. Источник культурных инноваций.
3. Культурные инновации: механизм принятия и отторжения.
Основные категории: культурный процесс, культурная эпоха, цикл культуры, культурный шок, культурная инно­вация.
Конт О., Conte О. (1798 - 1857) - основатель со­циологии, при­думавший этот термин. Фран­цузский  соци­альный мысли­тель, философ, прожектер. Ав­тор  многочис­ленных трудов на тему усо­вершенствовали я   социальной жизни. Он по­лагал, что об­ществоведение сродни физике и потому долж­но стремиться к максимальной точности и ин­вариантности в своих суждени­ях.
1. В предыдущей лекции мы анализировали, культуру как неотъемлемый и необходимый элемент общества. При этом общество рассматривалось в виде устойчивой социальной системы, обладающей внутренней завершенностью и пребы­вающей в ситуации покоя. О.Конт сказал бы, что общество находилось в состоянии статики. Такой подход правомерен для выяснения структурной композиции .как общества, так и культуры, но вместе с тем ограничен и неполон, ибо он не учитывает постоянных их изменений, социальной и культур­ной динамики.
Социальная динамика касается изме­нений в предметном мире, создаваемом че­ловеком, но также и обновлений, техноло­гий, отмирания и появления новых соци­альных институтов, а вместе с ними норм, ценностей и моделей поведения, т.е. всей человеческой культуры.
Итак, общество нельзя понять, не принимая во внимание общественные про­цессы, постоянно видоизменяющиеся. Од­ним из таких процессов является культур­ный процесс.
Культурный процесс   предполагает изменение во времени социальных техно­логий, художественных стилей, социально значимых норм и ценностей, моделей культуры.
Проблема направления культурного процесса - тема неутихающих дискуссий среди культурологов. Можно выделить две основные школы: эволюционную и цикли­ческую. Первая, связанная с именами Г.Спенсера, Д.Фрезера, Л.Г.Моргана, ут­верждает, что культура во всем мире еди­нообразна в соответствии с одними и теми же тенденциями: от низшего к высшему, от простого к сложному. Это очень опти­мистичная школа, позволяющая свысока глядеть на культурные достижения про­шлых эпох: мы все равно прогрессивней и изощренней. Правда, эволюционисты оста­вили гигантские труды, описывающие во всех деталях некогда существовавший мир человека. Им принадлежит и трехчленное деление культуры на материальную, соци­альную и духовную. Первая касается пред­метных элементов культуры, вторая - со­циальных институтов, третья - идей, цен­ностей, художественных образов.
В отечественных учебниках использу­ется двухчленное деление культуры на ма­териальную и духовную. Первая служит удовлетворению материальных, а вторая -духовных запросов человека. Символ пер­вой - кусок колбасы - продукта, в природе не существующего, но зато весьма притя­гательного. Символ второй - мелодия, на­певаемая в минуты душевного подъема.
Циклическая школа Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, П.Сорокина при­знает множественность культур, каждая из которых эволюционизирует по своим собственным законам, но всегда цикличе­ски.
Цикл, подобно течению человеческой жизни, предполагает:
последовательность фаз (этапов) в разви­тии каждой культуры;
их повторяемость в человеческой исто­рии.
Морган    Л.,
Morgan L. (1818 - 1881) - амери­канский  этно­граф, первоот­крыватель пер­вобытного   об­щества,    при­знанный   друг индейцев.
Каждая культура индивидуальна и непохожа на другую, она всегда переживает детство, юность, возмужалость и старость, за которой следует ее смерть (О.Шпенглер).
Обе эти школы образуют культурологическую традицию: опираясь на нее, можно определить некоторые общие харак­теристики культурного процесса:
культурный процесс есть составная часть общесоциального процесса, его важнейшая и относительно автономная сторо­на, соединенная с иными системными связями;
содержание культурных процессов определяется типом об­ществ, в которых они протекают;
Фрезер     Д., Frazer D. (1854 - 1941) - анг­лийский  этно­граф,     автор книги «Золотая ветвь» - путево­дителя по арха­ичной культу­ре.
культурные процессы не однолинейны; развитие одних эле­ментов культуры происходит на фоне угасания других. Культурный прогресс сопровождается культурными поте­рями;
культурный процесс складывается из исторически преходя­щих фаз, именуемых культурными эпохами.
Культурная эпоха  - исторически сложившийся этап культурного процесса (общемирового или локального), обла­дающий внутренним единством всех элементов на основе общ­ности стиля.
Сорокин    П. (1889 - 1968) -русско-американский социолог, пре­подаватель со­циологии,  вы­сланный    из России в 1922 г. за антимар­ксистские взгляды и не­большевистское прошлое.    С. Предложил концепцию со-циокультурной динамики  ма­ятникового ти­па. Часть тру­дов С. Переве­дена на русский язык.
Заметим только, что эта общность может существовать в разных формах: моностилистической, когда во всех моделях культуры всего общества господствует один-единственный стиль и ус­ложненной - полистилистической, когда в культуре взаимодействуют множество сти­лей. Во втором, более современном случае, речь идет об определенной системе стилей, отличной от других.
• культурный процесс предполагает услож­нение всех культурных форм и структур­ных элементов .
2. Говоря о динамике культуры, необ­ходимо выяснить источник ее изменений, причины появления и проникновения в нее новшеств, иначе называемых инновациями.
Замечено, что культура - самый инерт­ный элемент социальной системы. Человек может менять предметный мир, совершенст­вовать или заново создавать социальные ин­ституты, оставаясь внутри освоенной им с детства культуры, сохраняя в неприкосно­венности ее ценности, действуя в соответст­вии с нормами, прибегая к наличным сред­ствам.
Само по себе изменение жизненной ситуации не приводит к перемене культурных ориентиров. Общее правило таково: человек, оказавшийся в новых условиях, ведет себя по-старому, стараясь следовать принятым раз и навсегда моделям культуры.
Тем не менее, динамика культуры реальна и, стало быть, надо ответить на вопрос, отчего она происходит.
Тойнби     А., Toynbee     A. (1889 - 1975) -
английский ис­торик и куль­туролог. Глав­ный      труд «Исследование истории»   час­тично опубли­кован на рус­ском. Т. Отли­чался энцикло­педическими знаниями    и умением подчи­нять историче­ский материал готовой теоре­тической моде­ли.
Первопричиной изменений в культуре является общест­венный вызов, иначе говоря, новые социальные или экологи­ческие ситуации, возникшие в обществе, которые, во-первых, угрожают его существованию, а, во-вторых, не могут быть решены людьми при помощи освоенных моделей культуры (А.Тойнби).
Появление этих ситуаций не случай­но. Социальные процессы в обществе про­текают неравномерно, повинуясь своим собственным ритмам. Причем, ритмы культуры наиболее замедлены. Шаг куль­турных перемен равен жизни поколения: 25-33 гг. (З.И.Файнбург) так что конфлик­ты между культурной и иными социаль­ными подсистемами общества определяют­ся природой социальных изменений.
Вызов принимает разные формы; но всегда конфликтные.
Первым случаем конфликта можно считать оппозицию культуры другим под­системам общества: экономике, полити­ке...
Вторым - встречу с иной культурой. принадлежащей самим народам, создате­лям собственной цивилизации.
Оба этих конфликта влекут за собой культурный шок. Выйти из него можно разными способами, в том числе и замк­нуться хотя бы на время от импульсов, поступающих извне. В этой ситуации об­щество не приняло вызова.
Файнбург З.И. (1922 - 1990) -
отечественный социолог, соци­альный  фило­соф,   теоретик экономики. По­следние 30 лет жил и работал в Перми.
Иным вариантом является ответ на вызов, т.е. обновление культуры в соответ­ствии с ее традициями и изменившимися условиями.
Выбор вариантов зависит от содержа­ния культуры, столкнувшейся с иными культурами, либо с новыми ситуациями.
Если культура по своей природе замкнута на самое себя, враждебна всяческим новшествам, она не в состоянии принять вызов и в'конечном счете гибнет.
Если, напротив, культура открыта для новшеств, она справляется с шоком и приобретает иное содержание, не утра­тив своей идентичности.

3. Рассмотрим, как происходит процесс включения инно­ваций в культуру, механизм культурных изменений.
Инновации по своему происхождению уместно поделить на два класса: изобретения и заимствования. Первая - продукт внутрикультурного конфликта, вызванного необходимостью привести в соответствие новым ситуациям в экономике или политике культуру общества. Вторая - порождение встречи (столкновения) двух культур.
Изобретение предполагает фигуру изобретателя или изо­бретателей, творчески созидающих нечто новое.
Заимствование имеет дело с переводчиками, способными перенести готовый культурный институт в иную среду.
Изобретение появляется первоначально в грубом, неот­шлифованном виде, похожем на прежние образцы.
Заимствование имеет за плечами историю и потому суще­ствует в уже законченной форме.
Надо заметить, однако, что их противополагание не абсо­лютно. Изобретатели прибегают к инокультурной традиции для т,ого, чтобы предложить некое новшество. В первую оче­редь, переводчики предлагают продукт, не имеющий аналогов в собственной культуре, - продукт, приобретающий признаки изобретения.
По этой причине можно говорить об общем механизме распространения инноваций.
Обозначим условия:
Первым является соответствие инновации культурным тра­дициям и потребностям общества. Это соответствие не мо­жет быть полным ни по отношению к традиции, ни по от­ношению к общественному вызову. Более того, мы здесь имеем дело с разнонаправленными требованиями .
Вторым - наличие информационных каналов, достаточных для распространения культурных инноваций: будь-то сред­ства массовой коммуникации в современных обществах или базар в древних восточных.
Третьим - существование организованных и влиятельных общественных групп, заинтересованных в культурных инно­вациях и способных навязать свой интерес обществу, в том числе и силовыми методами.
Технология распространения инноваций опирается на  подражание, повторение и наследование моделей культуры (Г.Тард).
Как правило, люди подражают тем. кто занимает пре­стижные позиции в обществе. В этом смысле обычный путь инноваций сверху - вниз. Здесь надо только учесть, что пре­стиж определяется культурной ситуацией
общества не в меньшей мере, нежели экономи­ческой или политиче­ской.
Престижные груп­пы совсем не обязатель­но располагаются на са­мом верху социальной лестницы по доходам, либо по объему власти. Здесь важно иное: их модели поведения обще­ство воспринимает как эталонные.
Этапы инновацион­ного процесса следую­щие:
культурный шок;
частичное принятие;
Престиж - со­циологический термин,   озна­чающий почет и уважение,  ко­торым пользу­ются в обществе отдельные группы населе­ния,   занятые важными     и труднодоступ­ными   видами деятельности и (или) распола­гающие    вла­стью, большими доходами, влиянием или значимыми культурными ценностями).
привыкание, в процес­се которого происхо­дит согласование ин- -новаций с культурной традицией;
наконец, ее интеграция в культуру.
Тард Г., Tarde G.    (1843 -1904) - фран­цузский социо­лог, один из ос­нователей пси­хологической школы в соци­альном знании. Т. видел в исто­рии    процесс возникновения, повторения   и наследования продуктов чело­веческого творчества.  Т. Писал   много. Некоторые его руды переведе­ны на русский язык.
В течение этого процесса инновация видоизменяется, она принимает очертания культуры, в которую интегрируется. (Первый автомобиль всегда похож на карету).
Таким образом,
- культура переживает процесс исторических перемен вместе с обществом, но по своим особым правилам:
- состояние культуры в определенной пространственно-временной протяженности, с присушим ей стилем (стилями) характеризуется как культурная эпоха,
' источником культурного процесса является вызов обще­ства. принимающий разные исторические формы.
" культурный процесс осуществляется путем возникнове­ния, распространения и интеграции культурных инноваций (изобретений и заимствований).

Темы для размышления.
Подумайте:
Как в терминах эволюционной школы объяснить огрубление нравов в современную культурную эпоху.
Как в терминах циклической школы объяснить современное культурное состояние нашего общества.
Сформулируйте вызов общества по отношению к отечественной культуре.
Охарактеризуйте проявления культурного шока в разных слоях российского общества.
Составьте каталог культурных инноваций в современных эко­номических, политических, научных институтах.
Определите этап прохождения культурных инноваций в отече­ственную культуру. Найдите природу этих инноваций.
Что можно прочитать.
Коган Л. Теория культуры. - Екатеринбург, 1992. Культурная эпоха как научная проблема. - Пермь, 1996. Моль А. Социодинамика культуры. - М., 1973. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.