1. Общество как социальная система: его деятельностная природа, элементы и отдельные сферы.
2. Место культуры в обществе, ее функции.
3. Морфология (строение) культуры.
Основные категории: общество, актеры, социальные роли, социальные подсистемы, культура как подсистема об­щества, функции культуры, социальные технологии, соци­альные ценности, социальные нормы, символы, модели куль­туры, стиль, формы культуры.
Атрибут (здесь) - сущностное, неотъемлемое свойство пред­мета       или явления.

1. На первых лекциях речь шла о том, что культура при­надлежит миру человека, являясь его обязательным атрибутом. Нам известны основные элементы человеческого мира: артефакты, практика, институты. Здесь же следует до­бавить, что все они опираются на некоторое основание, иначе говоря, субстанцию. Та­ким основанием является общество. Ис­ходя из этого, содержание культуры можно понять  лишь  в  соотношении  его  с обществом.
Определений общества множество. Пока ограничимся простым указанием на то, что общество - множество людей, обладающих внутренним единством, в определенных про­странственных и временных границах.
Источником этого единства служит взаимодействие лю­дей. Можно сказать, что общество - множество людей, посто­янно взаимодействующих друг с другом.
Постараемся вслед за Т. Парсонсом рассмотреть содержание этого взаимодей­ствия и тем самым понять природу обще­ства.
Общество представляет собой слож­ную систему, состоящую из нескольких элементов:
актеров, действующих в соответствии со своими мотивами;
целей, преследуемых актерами в процес­се действия;
внешних ситуаций, которые предостав­ляют актерам стимулы для действия и не­обходимые инструменты;
правил и норм, которым актер подчи­няется сознательно или бессознательно.
Актера не следует отождествлять с личностью или тем более с человеком. Ак­тер - носитель определенной социальной роли, т.е. тех функций, которые необхо­димо исполнять в определенных ситуаци­ях. Поскольку функций и ситуаций много, то человек в обществе выступает в разных амплуа, иначе говоря, обладает множест­вом актерских профессий.
Постоянство социальных ролей, един­ство правил, сходство внешних ситуаций создают социальную связь между актера­ми. Эта связь устойчива, вновь и вновь по­вторяема и, что самое главное, институализирована, т.е. оснащена внутренними регуляторами (нормами, правилами), обя­зательными для всех актеров.
Взаимодействие между актерами все­гда предметно. Оно разворачивается вокруг определенных проблем, которые необходимо решать.
Социальные связи группируются по темам: экономиче­ским, политическим, образовательным, семейным..., образуя соответствующие социальные подсистемы общества.
Каждая из подсистем обладает собственными института­ми и, стало быть, функционирует по собственным правилам. В то же время внутреннее строение подсистем то же самое, что и у большой системы: актеры, цели, ситуации, правила.
Соединительным звеном между подсистемами является человек, который поочередно исполняет разные социальные роли то в экономике, то в политике, то в семье.
Благодаря человеку, умеющему играть по различным правилам, общество сохраняет свое единство, не распадаясь на экономическое, политическое или семейное.
Итак, общество - большая социальная система, в основе которой сложное взаимодействие людей, реализующих свои интересы в разных областях по согласованным правилам.
2. Исходя из понимания общества как большой социаль­ной системы, попытаемся найти в нем место для культуры.
Представляется возможным выделить культуру в отдель­ную подсистему общества, т.е. в некоторый набор институтов, объединенных общей темой деятельности, согласованных друг с другом и составляющих единый ансамбль.
Остается уточнить содержание темы, названной нами культурной, перечислить ее составные части: образование, ис­кусство, религию, мораль.
Канон - свод незыблемых правил и уста­новлении, от­ступление  от которых  гре­ховно.
Каждая из них предполагает взаимодействие актеров, со­вершаемое по строгим правилам: будь-то нравственные требования (императивы), религиозные каноны, дидактические принципы или эстетические идеалы.
Иначе говоря, в обществе можно обна­ружить собственно культурный род дея­тельности, а с ним и соответствующую со­циальную подсистему, подобную иным.
Ограничиться, однако, этим утвержде­нием было бы некорректным, ибо тем са­мым мы бы вступили в противоречие с мыслью о том, что культура есть атрибут всего человеческого ми­ра, всей человеческой практики, всех социальных атрибутов.
Культура есть то, что отличает человеческий мир от при­родного, в том числе и от зоологического. Замкнув ее на кон­кретные виды деятельности, мы тем самым говорим, что эко­номика, политика, семья, наконец, находятся вне культуры и относятся скорее к фауне и флоре, нежели к обществу, что, хоть иной раз и подтверждается житейскими наблюдениями, все-таки не может быть признано достоверным.
Культура включает в себя также особый вид деятельно­сти, позволяющий человеку переходить от одной социальной роли к другой, менять свои амплуа в театре жизни: быть студентом и покупателем, сыном и партнером, женихом и из­бирателем.
Далее, культура включает в себя также технологию ис­полнения всех социальных ролей. Она придает смысл разным видам человеческой деятельности, формируя цели, выдвигая ценности, устанавливая нормы.
Ионин Л. (р. 1945 г.) - со­временный оте­чественный со­циолог,   автор «Социологии культуры», « Поднимающей социологии» и др. книг
Культурная подсистема общества, кроме своих специфи­ческих проблем, решает проблемы всеобщие. Она представле­на во всех социальных институтах, к каким бы подсистемам те ни принадлежали: в экономических, политических и пр. Культура не только создает единый алгоритм их функциони­рования, но определяет ситуацию, в кото­рой они действуют. Более того, она фор­мирует мотивы, побуждающие к действию самых разных актеров (Л.Ионин).
Особенность культурной подсистемы как раз и состоит в том, что она, имея соб­ственную проблематику, распространяется на все остальные подсистемы. Она и свя­зующее звено между ними и механизм их функционирования. Более того, культур­ная подсистема как некая социальная це­лостность существует и развивается лишь в связи с иными подсистемами, как бы прорастая в них.
Тенбрук    Ф., Tenbruck F. -современный немецкий куль­туролог, автор концепции ре­презентативной культуры.
Это определяет и специфические функции культуры в обществе:
производство идей, мировоззрений, цен­ностей, убеждений и верований, которые воздействуют на человеческую практику в той мере, в которой они принимаются людьми (Ф.Тенбрук);
наполнение смыслом различных видов человеческой деятельности: определение целей, соотнесение новых видов деятель­ности с традицией...;
обеспечение взаимодействия людей при помощи языка;
регулирование деятельности при помощи принятых норм и правил;
трансляция от поколения к поколению продуктов культуры: знаний, преданий, обычаев, тем самым обеспечение непрерыв­ности в общественном процессе;
эстетизация человеческой деятельности, понимаемая как отнесение артефактов и самой практики к художественному идеалу.
Словом, культура - это деятельностная характеристика общества, реализующаяся в социальных технологиях поведе­ния людей, в их образе жизни.
3. Рассмотрим внутреннее строение культуры, ее морфо­логию.
Самое простое было бы поделить культуру на соответст­вующие институты, такие как школа, церковь, искусства, мо­раль. Если бы культурная подсистема ими ограничивалась, тогда бы наш перечень был бы оправдан. На лекции, однако, речь уже шла о том, что особенностью подсистемы культуры является ее присутствие, представительство в иных социаль­ных подсистемах. В такой ситуации институциональный под­ход ограничен. Собственно культурные институты он учиты­вает, но оставляет в стороне культурный компонент социаль­ных институтов экономического или поли­тического происхождения.
Здесь нужен иной подход. В его основе положение о том, что культура - внебиологический способ деятельности людей, испол­няющих свои социальные роли в обществе.
Внебиологический способ деятельности можно иначе назвать социальной технологи­ей. Найдем ее основные элементы. Они и бу­дут элементами культуры.
Главным элементом можно признать систему ценностей. Под ценностями пони­маются жизненные ориентиры, побуждаю­щие человека (группу людей) к тем или иным поступкам; общепринятые убеждения относительно целей, к которым следует стремиться  и  вещей  (идей),  которые следует понимать.(Н.Смелзел)
Мотивы - внут­ренние побуж­дения человека, организующие его поступки.
Ориентация в мире ценностей определяет стратегию че­ловеческого поведения, выбор тех или иных социальных ро­лей и порядок их исполнения. Именно цен­ности формируют мотивы  человеческого поведения.
Обязательным элементом культуры яв­ляется система норм - правил поведения, обязательных для исполнения в данной группе и ситуации. Нормы организуют че­ловеческую деятельность. В состав норм входит культурная традиция, понимаемая как следование ка­нонам деятельности, некритично заимствованным от прошлых поколений. Традиция обязывает людей поступать именно та­ким образом, не позволяя им выйти за пределы установлен­ных в прошлом правил.
Следующий элемент культуры - средства деятельности. Они могут быть самыми разными: вещны­ми как ботинок, и виртуальными как изо­бражение на компьютерном дисплее; дос­тупными как молоток и непонятными как «черный квадрат» Малевича. Их объеди­няет то, что они инструментальны. Люди обживают свой мир и творят новый, при­бегая к их помощи.
Важным компонентом средств дея­тельности является символ. Артефакт культуры (предмет, действие, изображе­ние) исполняет роль знака, понятного всему сообществу и указывающего на не­что иное, большее и важное. Символ - это ориентир, позволяющий человеку точно определиться с ситуацией и обозначить в ней свою позицию. Наконец, следует ука­зать на модели культуры, понимаемые как устойчивые формы поведения, принятые в данном обществе, применительно к тем или иным ситуациям. Ядром модели пове­дения является стиль - нечто особенное в образе жизни, манере поведения человека или общественной группы, то, что М.Вебер называл способом ведения жизни. Стиль предполагает эстетизацию жизни, подчи­нение своих поступков некоторым эстетическим канонам. Это касается одежды, убранства жилья, форм общения с интересными людьми (близкими и дальними).
В модель культуры входят ритуалы - наиболее формаль­ные и стабильные процедуры, совершаемые людьми в автома­тическом порядке. Если стиль выбирают, ритуалу подчиняют­ся. В ритуале нет мысли и нет чувства. Участие в ритуалах -способ идентифицировать себя с группой, заявить о принятии норм, предписанных социальным институтом.
Перечисление элементов культуры не означает их осмыс­ление. Культура исторична и обладает самым разным содер­жанием в зависимости от общественных ситуаций долговре­менного действия. Каждый исторически сложившийся тип культуры проявляется в оригинальной композиции ее элемен­тов, в их внутреннем исполнении.
Итак, мы определили морфологию культуры, обозначив ее необходимые элементы.
Надо указать, также на то, что культура имеет разные формы в зависимости от характера социальных институтов, в которых она представлена: искусство, религия, образование, политика, экономика, быт, семья. Каждая из этих форм обла­дает способностью к дальнейшему делению: и мы можем гово­рить о культуре поэзии, живописи, музыки с тем же основа­нием, как и о культуре православия, католицизма, протестан­тизма или ислама.
Итак, подводя итоги, следует обратить внимание на то, что
- культура существует в связи с обществом, образуя в нем особую подсистему:
- особенность ее состоит в том, что культура представлена во всех иных подсистемах общества, сообщая смысл и органи­зацию человеческой деятельности:
- строение культуры включает в себя компоненты, необ­ходимые для того. чтобы состоялась человеческая практика.
Темы для размышлений.
Подумайте:
Верно ли суждение У.Шекспира: «Весь мир - театр, а люди в ней актеры». Аргументируйте свою позицию.
Составьте перечень социальных ролей, Вами исполняемых в обществе. Опишите правила, по которым они исполняются.
Найдите культурные инструменты (средства), при помощи ко­торых человек может переходить от исполнения одной роли к другой.
Поищите отличия Вашей системы ценностей от ценностей Ва­ших родителей и педагогов.
По каким признакам можно обнаружить ценности человека?
Опишите символическое значение сережки в ухе, перстня на пальце у юношей.
Что можно прочитать.
Ионин Л. Социология культуры. - М., 1996. Смелзер И. Социология. - М.,