Культурология в системе гуманитарного знания.
1. Мир человека и особенности гуманитарного знания.
2. Предмет культурологии: условия выделения, содержа­ние, особенности изучения и образовательные функции.
Основные категории: мир человека, культура, социо-культурный институт, этнические нормы, эстетические каноны, гуманитарное знание, культурология, тезаурус.
Дуализм - про­тиворечивая неразделимая двойственность вещи, явления, события.
1. Культурология, понимаемая как система знаний о культуре, является частью гуманитарного знания. Гуманитарные знания описывают мир человека. Мир человека дополняет мир природы. О двойственности мира догадыва­лись древние, заметившие, что в одном и том же месте, под одной и той же оболоч­кой, в один и тот же момент времени со­держаться разные смыслы. Так возникла идея дуализма души и тела в человеке.
Концепция
научная теория в определенной отрасли знания с собственным понятийным аппаратом, ги­потезами и ме­тодами, объяс­няющая содер­жание   какой-либо части при­родного или че­ловеческого мира.
Мир человека складывается из трех элементов:
произведения человеческой деятельности;
человеческая деятельность как таковая;
общественные формы, в которых соверша­ется эта деятельность.
К произведениям человеческой дея­тельности,  иначе  называемыми  арте­фактами культуры относятся вещи, сде­ланные людьми, от простейших до самых сложных, от сфабрикованных в миллионах экземплярах до шедевров искусства, суще­ствующих в единственном экземпляре; про­дукты мыслительной деятельности, в т.ч. язык, система понятий, идеи, логические конструкции, научные концепции. Особые артефакты - это произведения искусства, представляющие собой неповторимое соче­тание предметности и человеческого гения (мысли и художе­ственного дара).
Человеческая деятельность, иначе называемая практи­кой, есть деятельность творческая. Она содержит в себе: труд, управление, общение, но также созидание произведений искус­ства.
Общественные формы существуют в виде социокультурных институтов: семьи, общины, государства, предприятия, дружеской компании, - т.е. устойчивых общественных объе­динений с присущими им нормами и распределением соци­альных ролей.
Социальная роль - в социо­логии набор не­обходимых дей­ствий,   испол­няемых челове­ком в обществе:
в семье, в эко­номике,   поли­тике, образова­нии.
Человеческое познание начинается с изучения мира природы, с естествознания. Люди исследуют природу, руководствуясь практическими соображениями. Гумани­тарное знание, обращенное к миру челове­ка, первоначально не более чем придаток к знанию естественному. Гуманитарии XIX века стараются применить биологические методы, чтобы понять мир человека. Их предшественники прибегали к помощи ме­ханики.
Между тем, мир человека качественно отличается от мира природы - и потому ме­тоды естествознания для его понимания да­ют немного.
Центральной фигурой человеческого мира является сам человек: существо, наделенное сознанием, волей, творческим гением. Человек неповторим. Любые социальные знатоки от­ступают перед непредсказуемостью и сложностью человече­ской натуры. Эта сложность человека преломляется в слож­ность человеческого мира, по отношению к которому мир природы прост.
Мир человека неповторим и в каждом индивидуальном случае и в применении к его истории. Исторический факт, в отличии от факта физического, нельзя воспроизвести заново в другое время и в другом месте.
Исследователь не в состоянии изучать мир человека объ­ективно. Он всегда погружен в этот мир, живет его проблема­ми, разделяет его предрассудки.
Этические нор­мы - обязатель­ные для испол­нения в обще­стве   правила поведения опи­рающиеся   на представления о добре  и  зле, приличия и бес­стыдства,  бла­гопристойности и разврата.
Несводимость мира человека к миру природы определяет особенность гуманитарного знания: гуманитарное знание мно­гомерно. Оно включает в себя неоднородные компоненты: науку - знания, подобные естественным: объективные, без­личные, открывающие законы, которые устанавливают сущностную связь между группами явлений. Отметим только, что законы гуманитарного знания, указывают на связь условную, на возможность определенных последствий того или иного состояния вещей; ИСКУССТВО, - понимаемое как постижение мира человека художест­венными средствами в его неповторимой индивидуальности;   социальную   реф­лексию - размышления над миром челове­ка, над его историей, размышления, в ко­торых научные методы сочетаются с мас­терством художника.
Гуманитарные знания, даже выражен­ное в научной форме, содержат в себе лич­ностные характеристики исследователя. Они всегда субъективны (субъективный -здесь личностный).
Гуманитарные знания насыщены нрав­ственным чувством. В них присутствуют этические нормы и их создателей и их потребителей.
Гуманитарные знания всегда выстроены по законам красоты, в соответствии с эстетическими ка­нонами времени.
Эстетические каноны - при­знанные в об­ществе эталоны (идеальные об­разцы)     пре­красного.
Таким образом, гуманитарное знание отличается от естествознания не только предметом и способом изучения, но и ко­нечным продуктом. Наряду с монография­ми и учебниками гуманитарное знание представлено в творениях искусства, в фи­лософских трактатах, исторических описа­ниях. Неразрывная связь гуманитарного знания с художест­венным творчеством проявляется в том, что гуманитарные науки иные, нежели естественные. Они не могут претендовать на полное знание о мире человека толкуя об общем и будучи не в состоянии постичь индивидуальное.
Продукт гуманитарной науки несет в себе отпечаток лич­ностных свойств исследователя, его культуры, его социальных инстинктов, его художественных способностей наконец.
Именно поэтому в гуманитарных науках расхождения во взглядах между учеными - закономерность, а совпадения - ис­ключительный случай. Попытки договориться о содержании терминов чаще всего бесплодны.
Монография
жанр научной литературы;
как   правило, книга   посвя­щенная иссле­дованию одной темы.
Все это вместе взятое делает изучение гуманитарных на­ук занятием повышенной сложности. Осо­бенно это касается новых научных дисцип­лин, в том числе и культурологии.

2. Появление новой гуманитарной на­учной дисциплины - всегда ответ сообщества ученых на потребность общества. Последняя возникает тогда, когда какая-нибудь сторо­на человеческого мира становится проблем­ной, выходит из-под общественного контро­ля, порождает новые конфликты, разрастается до непривыч­ных, угрожающих размеров.
Выделение культурологии в отдельную научную дисцип­лину происходит в XX веке. Причины этому следует искать в новой культурной ситуации.
Рефлексия
здесь: размыш­ление над опре­деленной  про­блемой.
Для европейских мыслителей XIX столетия культура то­ждественна искусству, либо просвещению. На уровне лично­стном культура что-то вроде усвоенных пра­вил поведения и приличия в обществе, от­личающих человека воспитанного от неоте­санного. Здесь нет достойного предмета для рефлексии, разве что повод для проповедей на вечную тему порчи нравов.
Инвариантность - здесь: возмож­ность существо­вания в одном единственном качестве, то же, что и безальтернативность.
В начале XX столетия обстоятельства поменялись коренным образом. Историки выясняют причины, по которым Европейская культура встречается с иной: азиат­ской, африканской. Для нас важен факт самой встречи, - встречи, поставившей под сомнение естественность и инвариант­ность европейской культуры.
Не менее важен и иной момент, - мо­мент столкновения культуры образованных классов и культуры масс, заявивших о сво­ем праве на исторические действия, а с ним и на собственное толкование действи­тельности, на своеобычный стиль поведе­ния, на свои вкусы, равно удаленные и от просвещения и от благопристойности европейского буржуа.
Буржуа - пред­приниматель. На языке куль­туры добропо­рядочный гра­жданин, живу­щий пошлыми материальными интересами, по­борник порядка и приличия. То же, что и ме­щанин, но в ев­ропейском  ва­рианте.
Короткой   Н.
(род. в 1926г.) российский культуролог, один из созда­телей  концеп­ции культурной эпохи.
В начале XX столе­тия происходит смена культурных эпох: стиля культуры, ее идеалов. (Н.Коротков)   XX век принес с собой новое ис­кусство,   заклейменное ценителями    прежнего как декаданс, что в пере­воде с французского значит упадок.
Стиль культуры - принятые в обществе спосо­бы личного и группового са­мовыражения в искусстве, в по­литике, в эко­номике, в по­вседневной жизни; эстети­ческая сторона человеческого поведения.
Одновременно происходит то, что со­временники окрестили революцией нравов -уход от прежних норм поведения, запре­щающих, например, женщине заниматься мужскими (общественными) делами: быть продавцом, учителем... Для ревнителей ста­рины эти новшества оказались совершенно неприемлемыми по нравственным соображениям. Те из них, кто владел пером, оплакивали упадок культуры в простран­ных текстах. Их немногочисленные против­ники горячо возражали, что новая культура несет освобождение от старых предрассуд­ков, цивилизует межчеловеческие отноше­ния.., но их голоса тонули в хоре талантли­вых и многорезвых культур-критиков.
Так или иначе, культура стала предме­том социальной рефлексии. Первичной формой этой рефлексии можно считать культуркритику.
Таким образом, кризис старой евро­пейской культуры можно считать главным импульсом, вызвавшим к жизни новое гу­манитарное знание - культурологию.
Предметом культурологии является культура в ее развитии, в различных фор­мах, видах, в ее функционировании и конфликтах. Причем, культура понимается:
как сложное образование, вбирающая в себя искусство, систему знаний, освоенных обществом, нравы, способы (технологии) поведения, принятые в разных сферах че­ловеческой деятельности: в труде, экономике, полити­ке, семейной жизни и т.д.;
как образование целостное, в котором все его состав­ляющие объединены системными связями;
как образование развивающееся во времени и простран­стве;
как образование всеобъемлющее по отношению к миру человека с его артефактами, практикой и институтами.
Культурология - компонент гуманитарного знания, пре­жде всего его научной части.
Она обладает собственным языком, называемым поня­тийным аппаратом. В рамках культурологии сложилась соб­ственная система терминов - слов, имеющих строго опреде­ленное значение. Эти слова заимствованы из разных источни­ков: из иных отраслей знания: философии, социологии, исто­рии; из языка повседневной жизни - и потому очень важно найти их культурологическое содержание, договориться об однозначном употреблении и понимании.
У культурологии есть и собственные методы изучения. Они входят в технологию получения гуманитарного знания и включают в себя: наблюдение, истолкование, проверку, нако­нец, включение в большую теорию. Характерной чертой куль­турологического метода можно считать преодоление дистан­ции между исследователем и предметом познания. Нельзя по­нять культуру общества или человека, не сжившись с нею, не погрузившись в ее смысл, не разделяя ее глубинных ценно­стей. И не важно, является ли такое погружение, заранее смоделированным, нарочитым, либо совершенно спонтанным, возникшем в результате взаимного притяжения исследователя и культуры, им изучаемой. Важно, чтобы оно состоялось.
Вместе с тем, культурология как наука производит зна­ние, претендующее на всеобщность и объективность, то есть на то, чтобы исключить из продукта исследования проявление личностных свойств ученого, что противоречит коренному принципу изучения культурологии: вживанию в предмет ис­следования. Из этого противоречия культурология выйти не в состоянии. Более того, культурология как наука стремиться к открытию закономерности развития мира человека, к обна­ружению некоторых обезличенных, повторяющихся связей между явлениями - стало быть, индивидуальные черты куль­туры, штучные творения человеческого гения ей интересны лишь в той мере, в какой они раскрывают общие тенденции и системные характеристики. Такой взгляд на культуру убивает живое чувство, рождающееся из созерцания шедевров живописи и зодчества и сопереживания музыкальным и литера­турным произведениям.
Культурология не в состоянии выработать эстетические вкусы или внушить нравственное чувство тем, кто ее изучает Ее общественное назначение скромнее. Она помогает понять мир культуры как некоторую сердцевину мира человека.
Было бы опрометчиво обещать, что знание культурологии даст шанс на более эффективную адаптацию к современному обществу, либо повысит результативность в освоении иных предметов. В конце концов можно приобрести престижную профессию и соответствующий ей род занятий, избежав близ­кого с ней знакомства. Культурология наполняет новым со­держанием тезаурус личности, те знания при помощи кото­рых человек способен воспринимать новые знания; тот язык, при помощи которого человек описывает действительность, иначе говоря тот культурный фундамент, на котором строится вся система отношений человека к миру.
Существуют разные стратегии преподавания культуроло­гии. Одна из них, наиболее распространенная, пользуется историческим методом: связного, последовательного повество­вания о развитии мировой художественной культуры. Другая тяготеет к более аналитическим процедурам: к изучению культуры как некого целостного образования в связи с разви­тием и функционированием общества.
Конечным продуктом этой стратегии является построение теоретической модели культуры, открытой, динамичной, не­противоречивой и всеобщей, достаточной для того. чтобы ис­толковывать различные культурные ситуации и формы.
Аналитическая стратегия и лежит в основе настоящего курса культурологии.
Темы для размышления.
Подумайте:
Почему в нашей стране культурология как отдельная отрасль знания складывается в 90-е г.г. XX столетия? В При каких условиях дискуссии на тему культуры могут быть плодотворны? В чем можно измерить эту плодотворность?
Почему наука исторически начинается с естествознания, а не с гуманитарного знания?
Что может дать гуманитарное знание современному специали­сту математического, либо технического профиля?
Что могут в свою очередь привнести в гуманитарное знание эти специалисты?